Существенное ускорение темпов роста производительности труда, рост инвестиций и создание новых рабочих мест обусловили повышение спроса на трудовые ресурсы. Численность занятых в экономике Республики Бурятия возросла с 2003 по 2020 г. с 372,2 тыс. до 382 тыс. человек. Общая численность безработных за указанный период сократилась в республике с 80,8 тыс. человек до 45 тыс. человек.
Основная цель кадрового обеспечения экономики - удовлетворение потребности рынка труда Республики Бурятия в оптимально сбалансированных по количеству и качеству кадрах, способных обеспечить дальнейшее развитие Республики Бурятия, а также совершенствование взаимодействия сторон социального партнерства, повышения уровня и эффективности оплаты труда.
Для этого на территории республики ведется внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста. Формируется потребность организаций в профессиональных кадрах среднего профессионального образования с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, высшего образования, в квалифицированных кадрах с присвоением рабочей квалификации.
Между Правительством Республики Бурятия, союзами работодателей Республики Бурятия и Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия каждые три года заключается региональное соглашение об обязательствах сторон социального партнерства по регулированию социально-трудовых отношений.
Органами местного самоуправления осуществляется уведомительная регистрация коллективных договоров. Количество коллективных договоров ежегодно увеличивается, однако коллективно-договорными отношениями охвачено менее половины (47,4%) работников в организациях всех форм собственности.
Ежегодно осуществляется мониторинг исполнения целевых индикаторов оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, и обеспечивается их достижение.
Отраслевыми министерствами и ведомствами разработаны и утверждены "дорожные карты", в которых отдельными мероприятиями предусмотрены пункты по обеспечению уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы согласно параметрам, обозначенным указами Президента Российской Федерации.
Одним из направлений роста и выравнивания заработной платы в реальном секторе экономики являются мероприятия, ориентированные на недопущение выплаты заработной платы ниже минимально гарантированного государством размера.
В этих целях Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений формируются рекомендации работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, по обеспечению начисления заработной платы работникам в размере не ниже минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку.
Правительством Республики Бурятия создана Комиссия при Правительстве Республики Бурятия по вопросам соблюдения законодательства об оплате труда и занятости населения. Основной задачей Комиссии является обеспечение согласованных действий заинтересованных органов государственной власти при решении вопросов, связанных с оформлением трудовых отношений, обеспечением своевременной выплаты заработной платы, в том числе не ниже минимальной заработной платы, установленной на территории Республики Бурятия региональным соглашением о минимальной заработной плате в Республике Бурятия, и погашением задолженности по ее выплате, а также по вопросам, направленным на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста. На уровне органов местного самоуправления созданы межведомственные районные комиссии, рассматривающие вопросы по соблюдению трудового законодательства на территории муниципалитетов.
На территории Республики Бурятия осуществляется реализация Комплекса мер по легализации трудовых отношений, который включает мероприятия по снижению неформальной занятости.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляются:
- мониторинг и отслеживание поступающей информации от всех источников;
- направление информации в адрес глав муниципальных образований для оперативного реагирования и принятия мер на местах по каждому конкретному случаю несвоевременной выплаты заработной платы, а также заслушивания нарушителей трудового законодательства на районных (городских) комиссиях по повышению доходной части бюджетов, легализации теневой заработной платы;