2.1. Целью РСНМС является создание в Волгоградской области единого научно-методического пространства, являющегося компонентом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
В Волгоградской области 1438 образовательных организаций, реализующих программы разных уровней и направленностей. Из них 1350 образовательных организаций являются потенциальными потребителями педагогических кадров (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования). Общая численность педагогических работников системы образования Волгоградской области составляет более 25 тысяч человек (всего 25041 человек, в том числе 20264 педагогических работника общеобразовательных организаций, 1371 педагог дополнительного образования, 3406 педагогических работников профессиональных образовательных организаций).
В общеобразовательных организациях региона работают 17213 учителей. Профессиональный уровень учителей достаточно высок: 14886 человек (86,5 процента) имеют высшее образование, 3672 человека (21,3 процента) - высшую категорию, 3887 человек (19,7 процента) - первую категорию. Наиболее массовые группы представляют учителя в возрасте 35 - 59 лет (11537 человек, 67,0 процента) и учителя со стажем работы более 20 лет (10924 человек, 63,5 процента).
Подготовку и переподготовку педагогических кадров осуществляют профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования.
Ведущими организациями педагогической направленности на различных уровнях профессионального образования являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский социально-педагогический колледж", государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
В Волгоградской области на практике реализуется идея интеграции образовательных учреждений педагогической направленности различных уровней. С 2007 года взаимодействие образовательных организаций осуществляется в форме университетского комплекса непрерывного педагогического образования, в состав которого входят государственные, муниципальные и негосударственные учреждения различного уровня (общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования).
Одной из ключевых организаций в Волгоградской области, вносящих существенный вклад в кадровое обеспечение региональной системы образования, является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО"). ГАУ ДПО "ВГАПО" реализует более 400 образовательных программ дополнительного профессионального образования для работников образовательных организаций (учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, педагогов-психологов, школьных библиотекарей и других) по приоритетным направлениям государственной образовательной политики, обозначенным в документах стратегического планирования в сфере образования. Ежегодно на базе ГАУ ДПО "ВГАПО" проходят обучение на бюджетной основе 9,5 тысячи работников системы образования региона. Реализация программ дополнительного профессионального образования учителей организуется в соответствии с их предметной специализацией и запросами.
В Волгоградской области созданы и функционируют общественно-профессиональные объединения и сообщества. В числе значимых - "Совет молодых педагогов Волгоградской области", региональный клуб "Наставник", клуб участников конкурсов профессионального мастерства "Серебристый пеликан", региональный клуб классных руководителей, региональное отделение общероссийской общественной организации "Ассоциации учителей литературы и русского языка". Профессиональные сообщества играют важную роль в обеспечении методической поддержки педагогических работников на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, а также принимают участие в программах наставничества.
Таким образом, в Волгоградской области созданы условия для формирования единого научно-методического образовательного пространства региона, основанного на принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников.
2.2. Задачи РСНМС:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе результатов диагностики профессиональных компетенций, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее именуется - ЦНППМ);
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее именуется - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;