Действующий

Об утверждении Концепции функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года (с изменениями на 14 апреля 2023 года)



3. Современное состояние сети ООПТ регионального значения Мурманской области


Общая площадь ООПТ регионального значения Мурманской области составляет на 01.01.2022 7,72 % от площади региона. Схема размещения ООПТ регионального значения Мурманской области по состоянию на 01.01.2022 приведена в приложении N 1 к Концепции.


Сеть ООПТ регионального значения Мурманской области включает в себя:


- 3 природных парка ("Кораблекк", "Полуострова Рыбачий и Средний", "Териберка");


- 9 государственных природных заказников регионального значения ("Варзугский", "Кайта", "Колвицкий", "Кутса", "Лапландский лес", "Понойский" (биологический (рыбохозяйственный)), "Понойский" (зоологический), "Сейдъявврь", "Симбозерский");


- 50 памятников природы регионального значения.


По своему функциональному составу современная сеть ООПТ Мурманской области может быть охарактеризована следующим образом:


- природные парки сохраняют более половины выявленных территорий, обладающих наряду с высокой природоохранной ценностью высокой туристической привлекательностью, и могут служить основой для устойчивого природно-познавательного и экологического туризма в Мурманской области и его инвестиционной привлекательности в случае дальнейшего развития сети природных парков на исторически сложившихся и высокоперспективных для природно-познавательного туризма территориях;


- комплексные заказники изначально созданы для сохранения участков малонарушенных экосистем, имеют комплексный характер, но частично имеют границы и режим, не обеспечивающие защиту охраняемых экосистем и уникальных объектов природно-познавательного туризма. После соответствующей реорганизации они смогут служить центрами сохранения биоразнообразия и содействовать развитию устойчивого природно-познавательного туризма;


- заказники, создававшиеся преимущественно для сохранения биологических ресурсов, обеспечивают защиту данных биологических ресурсов от прямого уничтожения на своей территории. Роль данных заказников как в сохранении условий воспроизводства биологических ресурсов, так и в сохранении биоразнообразия ограниченна. Для ее повышения необходима реорганизация ООПТ с введением строгого природоохранного режима для участков, имеющих ключевую роль в сохранении устойчивости экосистем данных заказников;


- все памятники природы созданы для сохранения небольших объектов.


В отношении основных целей функционирования и развития современная сеть ООПТ регионального значения Мурманской области может быть охарактеризована следующим образом:


- режимом ООПТ регионального значения охвачены не все расположенные вне ООПТ федерального значения известные участки, являющиеся средой обитания растений, животных и других организмов, относящихся к видам, занесенным в Красные книги Российской Федерации и Мурманской области, соответственно на данных участках не запрещена деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (статья 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");


- не установлен особый правовой режим, в том числе не созданы ООПТ, для сохранения ряда природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (статья 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), а также в состав ООПТ включены не все известные территории с естественными экологическими системами, природными ландшафтами и природными комплексами, не подвергшимися антропогенному воздействию, которые являются приоритетными для сохранения (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");


- положения и паспорта об ООПТ регионального значения не в полном объеме приведены в соответствие с оценкой эффективности функционирования ООПТ регионального значения, в результате чего: границы и режимы ряда ООПТ не приведены в соответствие с задачами данных ООПТ (площадь большинства видоохранных памятников природы недостаточна для реального сохранения представленных на них ценных биологических объектов, в предназначенных для сохранения естественных экологических систем заказниках разрешены прокладка коммуникаций и некоторые виды рубок без определения их безопасности для охраняемых объектов); положения об ООПТ не приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";