ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2022 года N 80
О внесении изменения в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697
Правительство Республики Хакасия постановляет:
Внести в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697 ("Вестник Хакасии", 2020, N 6; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 05.02.2021, N 1900202102050002), изменение, изложив его в следующей редакции:
"ПРОГНОЗ долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года
Пояснительная записка
В соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1218, и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2015 N 736, разработан Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года (далее - Прогноз).
Формирование вариантов Прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития осуществлялось на основе анализа социально-экономического развития Республики Хакасия за 2017 - 2020 годы в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов на период до 2036 года, с учетом прогноза социально-экономического развития на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов:
1 вариант - консервативный;
2 вариант - базовый (основной);
3 вариант - целевой.
При разработке Прогноза были учтены национальные цели развития на период до 2030 года в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 474), а также учтены показатели Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года.
Основные тенденции социально-экономического развития Республики Хакасия в 2017 - 2020 годах
В 2017 - 2020 годах в отраслях реального сектора экономики Республики Хакасия наблюдались разнонаправленные тенденции. В 2018 - 2020 годах рост наблюдался в промышленном производстве, при этом в 2017 году отмечалось снижение промышленного производства к уровню 2016 года. В 2017 - 2019 годах отмечался уверенный рост объема розничной торговли, в 2020 году объем розничной торговли снизился до 98,6%. С отрицательной на положительную изменилась динамика по объему строительных работ в 2018 - 2019 годах, но в 2020 году показатель вновь перешел в область отрицательных значений. Одновременно отмечено в 2018 - 2019 годах снижение объема производства в сельском хозяйстве, в 2020 году объем производства сельского хозяйства возрос - до 101,7%. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 2018 году по отношению к 2017 году, а в 2019 - 2020 годах вновь снизился. Сохранялся рост среднемесячной заработной платы.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2017 году составил 218,2 млрд рублей, в 2018 году - 242,3 млрд рублей, в 2019 году - 256,3 млрд рублей. Индекс физического объема в сопоставимых ценах к 2016 году вырос на 0,1%, к 2017 году - на 2,2%, к 2018 году - на 1,6%. По 2020 году ВРП оценивается в сумме 261,0 млрд рублей, при этом индекс физического объема увеличился на 0,3%.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом ВРП на душу населения вырос на 11,1% и сложился в сумме 405,9 тыс. рублей, в 2018 году - на 11,2% (451,4 тыс. рублей), в 2019 году - на 6,1% (478,8 тыс. рублей), в 2020 году - на 2,2% (489,6 тыс. рублей).
За период 2017 - 2020 годов среднегодовой темп роста ВРП составил 101,3%.
Основной вклад в формирование ВРП внесли добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, торговля, транспортировка и хранение.
Реализуемая в последние годы региональная политика по опережающему развитию промышленного производства, имеющего более высокую экономическую эффективность, позволила усилить роль промышленности в создании валовой добавленной стоимости.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями Республики Хакасия вырос до 237,0 млрд рублей в 2020 году. Индекс промышленного производства за четыре года увеличился на 18,2%. Среднегодовой темп роста составил 104,3%.
В 2017 году наблюдалось небольшое снижение индекса промышленного производства до 99%, а в 2018 году зафиксирован пик роста промышленного производства до 107,5% к уровню 2017 года.
Для предприятий Республики Хакасия достаточно сложным явился 2017 год: резко упал спрос на продукцию (как внутренний, так и внешний), реализовывалась умеренно жесткая кредитная политика отечественных банков, наблюдался недостаточный объем собственных финансовых средств организаций для проведения модернизации производства.
Одной из структурообразующих динамично развивающихся отраслей промышленности Республики Хакасия является добыча полезных ископаемых. За четыре года объем добычи угля вырос в 1,8 раза. Индекс добычи полезных ископаемых с 2017 года увеличился на 20,7%. В структуре промышленного производства основную долю занимают обрабатывающие отрасли - 44,6%, при этом в 2016 году их доля составляла 47,2%.
Индекс обрабатывающих производств с 2017 года увеличился на 27,1%. Среднегодовой темп роста составил 106,2%.
В обрабатывающих отраслях промышленности с каждым годом большую значимость приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, формирующие третью часть всего объема обрабатывающих производств.
Конкурентным преимуществом Республики Хакасия является ее энергообеспеченность и профицитность энергобаланса.
В анализируемый период в 2018 и 2020 годах зафиксировано увеличение объема производства электрической энергии, в 2017 и 2019 годах наблюдался спад из-за сезонного снижения водности Саяно-Шушенского водохранилища.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году незначительно снизился к уровню 2017 года и составил 14238,5 млн рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в период 2017 - 2020 годов сократился на 7,0% к уровню 2016 года.
В структуре производства продукции сельского хозяйства Республики Хакасия основную долю занимают хозяйства населения, при этом их доля снизилась с 63,1% до 60,4% в 2020 году.
В сельском хозяйстве Республики Хакасия преобладающей отраслью является животноводство, на которое приходится более 60,0% произведенной сельскохозяйственной продукции.
За 2017 - 2020 годы в республике поголовье свиней снизилось на 26,1%, поголовье крупного рогатого скота - на 3,1%, поголовье птицы - на 0,5%, овец и коз увеличилось - на 5,2%.
В период с 2017 по 2020 год производство молока сократилось на 15,4%, скота и птицы на убой (в убойном весе) - на 12,1%, яиц увеличилось на 2,6%. Растениеводство занимает чуть более 30% в сельскохозяйственном производстве региона. Республика специализируется на выращивании зерновых и кормовых культур, картофеля.
За четыре года отмечено увеличение намолота зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) на 32,2%, сбора овощей открытого и закрытого грунта - на 11,2%, снижение урожайности картофеля на 1,2%.
За четыре года в экономику региона было вложено 125,5 млрд рублей инвестиций, при этом самый значительный объем зафиксирован в 2020 году - 34,7 млрд рублей. Наименьший объем капитальных вложений пришелся на 2017 год - 23,8 млрд рублей, что составило 82,7% к 2016 году. Снижение инвестиционных вложений в региональную экономику, по данным субъектов бизнеса, произошло из-за ограничений доступности кредитных ресурсов (международные санкции, в результате которых был ограничен доступ к ресурсам иностранных банков, повышенные требования, предъявляемые к заемщикам, умеренно жесткая кредитная политика отечественных банков), дефицита объемов собственных средств организаций для финансирования инвестиций. Кроме того, значительную роль сыграла неопределенность экономической ситуации в стране. При этом на снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 году повлияло сокращение капитальных затрат в транспортировке и хранении (на 68,3%) в результате крупных вложений в 2018 году в рамках инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" (закупка 17 единиц новых локомотивов для обеспечения перевозки грузов на сумму более 5,4 млрд рублей).
С 2017 по 2020 год произошло увеличение доли объема инвестиций, направленной на расходы по улучшению земель, с 25,3% до 43,6%.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) возросла доля в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (с 12,4% до 24,2%), транспортировке и хранении (с 5,7% до 12,4%), деятельности в области информации и связи (с 5,5% до 9,8%).
В строительной сфере на протяжении 2017 - 2020 годов отмечалась неоднородная динамика: сокращение объемов работ в 2017 и 2020 годах (индекс физического объема - 85,1% и 92,0% соответственно) и увеличение в 2018 году до 105,9%, в 2019 году до 109,6%.
При этом противоположная ситуация наблюдалась с вводом в действие жилых домов. Наиболее низкий объем ввода в действие жилых домов зафиксирован в 2018 году (введено в эксплуатацию 188,2 тыс. м2, что ниже уровня 2017 года на 20,2%).
Снижение ввода жилья связано с тем, что в 2017 году вводились дома, строительство которых начиналось в острую фазу экономического кризиса 2015 года. В 2018 году застройщики достраивали предыдущие объекты и откладывали начало строительства новых.
Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя выросла с 23,4 м2 в 2017 году до 26,3 м2 в 2020 году.
За четыре года внешнеторговый оборот республики увеличился на 20,8% к уровню 2016 года, в том числе экспорт товаров - на 20,3%, импорт товаров - на 23,5%. Экспорт на протяжении данного периода стабильно превышал импорт более чем в 5 раз.
Удельный вес Республики Хакасия во внешнеторговом обороте Сибирского федерального округа за четыре года оставался стабильным и составлял 5,6%, в том числе в экспорте - 6,0%, в импорте - 3,8%.
Наиболее значимые участники внешнеэкономической деятельности в Республике Хакасия - крупнейшие региональные предприятия - экспортеры сырья, металлов и топливно-энергетических ресурсов (каменного угля): АО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", АО "РУСАЛ САЯНАЛ", ООО "СФМЗ", АО "Русский Уголь", ООО "СУЭК-ХАКАСИЯ".
Развитие оборота розничной торговли в регионе с 2017 по 2019 год характеризовалось положительной динамикой. Оборот розничной торговли увеличился за три года в сопоставимых ценах на 15,0% и составил в 2019 году 91,1 млрд рублей. В 2020 году оборот розничной торговли увеличился к уровню 2019 года на 2,7%.
Объемы предоставления в республике платных услуг населению в течение трех лет росли. Суммарный объем платных услуг населению в сопоставимых ценах увеличился на 9,0% и составил в 2019 году 19,3 млрд рублей. В 2020 году объем платных услуг снизился к уровню 2019 года до 96,1%.
В период 2017 - 2020 годов в Республике Хакасия число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, сократилось на 14% (на 787 предприятий) к уровню 2016 года и составило 4823 единицы. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2020 году составил 68,2 млрд рублей, увеличившись за четыре года на 1,3 млрд рублей, или 1,9%.
С 2017 года среднедушевые денежные доходы выросли до 23,7 тыс. рублей. Рост денежных доходов населения обусловлен сохранением роста номинальной заработной платы, повышением доходов от собственности и предпринимательской деятельности, индексацией социальных выплат и пенсионных назначений.
По итогам 2020 года денежные доходы населения республики сложились в сумме 151,5 млрд рублей, расходы - 154,0 млрд рублей, превысив уровень 2016 года на 19,8% и 21,4% соответственно. В реальном выражении денежные доходы с 2017 по 2020 год демонстрировали разнонаправленную динамику: положительную в 2017 и 2019 годах, отрицательную - в 2018 и 2020 годах. За четыре года реальные денежные доходы выросли на 2,6% к уровню 2016 года.
Основным доходом работающего населения республики по-прежнему остается заработная плата. Среднемесячная заработная плата в республике в 2020 году составила 43,8 тыс. рублей, увеличившись за четыре года на 28,8%, при этом максимальный рост пришелся на 2018 год (на 11,5%).
Существенное увеличение темпов роста заработных плат связано в первую очередь с достижением соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительным фактором роста заработных плат в 2018 году стала индексация оплаты труда с 01 января и с 01 мая 2018 года.
Важным социальным нормативом уровня жизни населения республики является величина прожиточного минимума. Прожиточный минимум в среднем за 2017 год увеличился на 1,4%, за 2018 год - на 5,7%, за 2019 год - на 11,1%, за 2020 год - на 7,3% и составил 11706,0 рубля, суммарно за четыре года вырос на 26,8%.