АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 февраля 2022 года N 59-ра


Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата

(с изменениями на 27 марта 2025 года)

(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)




В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р:


(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)


1. Утвердить прилагаемый региональный план адаптации к изменениям климата (далее - план).


2. Исполнительным органам Курской области, ответственным за реализацию плана:


(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)


осуществить выполнение мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год;


ежегодно до 1 марта направлять в Министерство природных ресурсов Курской области информацию о ходе реализации плана.


(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)


3. Рекомендовать органам местного самоуправления и иным организациям, являющимся ответственными за реализацию плана, обеспечить исполнение мероприятий и предоставление соответствующей информации в Министерство природных ресурсов Курской области в сроки, указанные в пункте 2 настоящего распоряжения.


(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)


4. Определить Министерство природных ресурсов Курской области координирующим органом по реализации плана.


(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)


5. Министерству природных ресурсов Курской области на основе анализа и обобщения информации, полученной от исполнительных органов Курской области, органов местного самоуправления и организаций, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего распоряжения, ежегодно, до 1 апреля, представлять в Правительство Курской области доклад о ходе реализации мероприятий, предусмотренных планом, и (при необходимости) предложения о корректировке плана.


(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)


6. Исключен с 27.03.2025. - Распоряжение Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп.


7. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Курской области
Р.СТАРОВОЙТ



Утвержден
распоряжением
Администрации Курской области
от 7 февраля 2022 г. N 59-ра



РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА

(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)

1. Наименование субъекта адаптации

Правительство Курской области

(федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, организация)

2. Общее описание характерных климатических рисков опасного уровня (при наличии), потенциальные потери и ущерб в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, обусловленных климатическими рисками

Курская область характеризуется тенденцией значительного роста числа опасных метеорологических явлений, нанесших социальный и экономический ущерб, а также ростом сезонного числа дней с температурой выше 90-го процентиля (волны жары) и ростом числа случаев почвенной засухи.

По сравнению с базовым периодом 1961 - 1990 гг. на территории региона отмечается повышение среднегодовой температуры. Заметно повысилась средняя месячная температура холодного периода - в среднем на 2,3°C.

На территории Курской области оборудованы 8 станций по наблюдению за изменением основных параметров природной среды, работающих на круглосуточном режиме, предоставляющих данные для оценки и прогнозирования изменений климата и их последствий.

Характерными климатическими рисками для Курской области являются:

1. Ураганы, смерчи, сильный ветер.

Происходит разрушение инфраструктуры, зданий, сооружений и так далее, обрываются провода ЛЭП, контактные сети электротранспорта, повреждаются мосты и дороги, от падения обломков шифера, черепицы, стекла, кирпича и прочего могут пострадать люди.

Деревья и другие растения могут быть вырваны с корнем или повреждены, что нарушает экосистемы и среду обитания животных, также опустошаются поля.

2. Жара.

Разрушается дорожное полотно. В теплой воде содержание кислорода снижается, вследствие чего гибнет рыба. Происходит резкий рост численности вредителей, ухудшение качества воздуха (в жаркую пору в городах и сельских областях активно скапливается приземный озон, который становится опасным для здоровья).

Происходит осаждение загрязнителей на поверхности земли.

Повышенная температура приводит к увеличению потребления энергии кондиционированием воздуха в зданиях и автомобилях. Дополнительное потребление энергии приводит к большему загрязнению воздуха.

3. Засуха.

В результате засухи нарушается водный режим почв. Резко возрастает испарение, усиливается эрозия почв и засоление, что приводит к снижению урожая. Растения становятся слабее и более восприимчивы к повреждениям, что увеличивает количество вредителей и болезней. Большинство растений и животных, обитающих в районах, переживающих сильную засуху, не способны выжить, что приводит к утрате биоразнообразия. Повышается риск возникновения лесных пожаров.

4. Заморозки (возврат холодов).

Разрушается дорожное полотно, здания и сооружения.

У растений происходит замораживание живых тканей, что останавливает развитие, иногда вызывает их частичную или полную гибель. Также заморозки могут привести к снижению биологической продуктивности растений и изменению биогеохимических условий.

Наибольшую опасность заморозки представляют для сельского и лесного хозяйства.

5. Град.

Град наносит ущерб сельскому хозяйству. От ударов градин гибнет птица и мелкий скот, град повреждает автомобили, ломает черепицу на крышах домов, выбивает окна.

6. Сильные атмосферные осадки.

Сильные осадки приводят к подтоплению территории, переувлажнению почвы, способствуют накоплению критического количества воды и выходу рек из берегов, разрушению дорог, линий электропередачи, строений и уничтожению сельскохозяйственных угодий.

7. Пожарная опасность в лесах

Загрязняется воздух, так как в воздух попадает углекислый газ и продукты пиролиза лесных горючих материалов, выгорает кислород. В воздухе также могут быть частицы сажи и различные органические вещества. Ухудшается микроклимат Земли, что приводит к ущербу для растительного и животного мира, загрязняются водоемы в непосредственной близости от пожара, возможна гибель рыб

3. Общее количество климатически уязвимых объектов, находящихся в ведении субъекта адаптации

Всего

в работоспособном техническом состоянии

в ограниченно работоспособном состоянии

в аварийном состоянии

293374

- <*>

- <*>

- <*>

4. Перечень приоритетных адаптационных потребностей субъекта адаптации

1. Управление рисками, связанными с использованием климатически уязвимых объектов в аварийном состоянии.

2. Усиление адаптивной способности климатически уязвимых объектов (далее - КУО).

3. Выполнение публичных нормативных обязательств в условиях изменений климата

5. Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата в результате реализации мероприятий плана адаптации

Наименование показателя

Факт (2025 год или иной отчетный год)

Прогноз (2027 год)

(в случае завершения мероприятия до 2027 года указывается плановое значение на год завершения мероприятия)

     1. Общее количества КУО, ед.

293374

- <*>

     2. Количество капитальных объектов, сооружений и иных видов объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

27

43

     3. Количество высеваемых сортов и гибридов, районированных по Центрально-Черноземному региону, ед.

560

560

     4. Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, га

63005,95

12218,98

     5. Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га

2132564,6

3555154,2

     6. Сокращение площади непригодного для проживания жилищного фонда, кв. м

22160

23190

     7. Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

1310

2299

     8. Масса засыпки страхового и переходящего фонд семян сельскохозяйственных культур, т

25000

75000

6. Информация о ресурсном обеспечении плана адаптации и о наличии обоснованной потребности в дополнительном финансировании (указывается общий размер ресурсного обеспечения мероприятий плана адаптации, а также информация о наличии дополнительных потребностей в финансовом обеспечении, по которым необходимо принятие решения, а также статус рассмотрения заявленных потребностей на дату утверждения плана адаптации)

Мероприятия настоящего плана реализуются в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственных программ Курской области, а также текущей деятельности ответственных исполнителей

7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий

N п/п

Наименование мероприятия

Срок

Исполнитель

Целевые показатели мероприятий

Количество климатически уязвимых объектов, задействованных в реализации мероприятия

Наименование показателя

Значение в 2025 году или иной отчетный год

Значение в 2027 году

(в случае завершения мероприятия до 2027 года указывается плановое значение на год завершения мероприятия)

1

2

3

4

5

6

7

8

Адаптационная потребность 1

Снизить подверженность КУО климатическим изменениям

1.1

Укрепление производственных и жилых зданий, погребов и создание материальных резервов (продуктов, топлива, сырья)

2030

Министерство строительства

Курской области

Комитет региональной безопасности

Курской области

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Общее количество КУО, ед.

278587

- <*>

- <*>

1.2

Развитие сети электрических станций для зарядки автомобилей

2030

Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области

Администрация города Курска

(по согласованию)

Количество капитальных объектов, сооружений и иных видов объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

10

20

-

Адаптационная потребность 2

Снизить подверженность КУО жаре

2.1

Развитие водохозяйственной инфраструктуры и водохранилищ

2030

Министерство природных ресурсов

Курской области

Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

0

1

1

2.2

Расчистка русел рек Курской области

2030

Министерство природных ресурсов Курской области

Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, км

5,65

23,98

-

2.3

Развитие систем промышленного и бытового кондиционирования, обеспечение комфортного температурного режима в учреждениях здравоохранения

2030

Министерство здравоохранения Курской области

Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

3

8

-

2.4

Организация применения приемов обработки почвы в системе зяблевой подготовки, направленных на максимальное накопление

влаги в почве (вспашка, глубокое безотвальное рыхление плоскорезами, чизелями, глубокорыхлителями, щелевание поперек склонов и т.п.)

2030

Министерство сельского хозяйства

Курской области

ФГБНУ "Курский ФАНЦ"

(по согласованию)

сельхозтоваропроизводители

(по согласованию)

Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га

450000

480000

-

Адаптационная потребность 3

Снизить подверженность КУО заморозкам

3.1

Проведение модернизации теплоэнергетического комплекса объектов

Курской области

2030

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области

Филиал ПАО "Квадра" - "Курская генерация"

(по согласованию)

Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

12

- <*>

- <*>

3.2

Упрочнение линейных сооружений, мониторинг их обледенения

2030

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, км

51057,5

- <*>

- <*>

Адаптационная потребность 4

Снизить подверженность КУО пожарной опасности в лесах

4.1

Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров:

2030

Министерство природных ресурсов

Курской области

4.1.1

Прочистка противопожарных минерализованных полос, км

Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, км

4065

12195

4.1.2

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га

175,4

236700

-

Адаптационная потребность 5

Снизить климатические риски для бюджетной системы Курской области

5.1

Мероприятия

по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья

2030

Министерство строительства

Курской области

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Сокращение площади непригодного для проживания жилищного фонда, кв. м

22160

23190

0

5.2

Поддержание соответствующих уровню рисков запасов продовольствия, топлива и медикаментов

2030

Комитет региональной безопасности

Курской области

Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед.

- <*>

- <*>

- <*>

5.3

Мероприятия по субсидированию программ страхования

2030

Министерство сельского хозяйства Курской области

Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га

281640

844920

35

5.4

Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах региона

2030

Министерство сельского хозяйства Курской области

Масса засыпки страхового и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур, т

25000

75000

-

5.5

Организация страхования посевов

сельскохозяйственных культур от рисков гибели в связи с опасными явлениями природного характера

2030

Министерство сельского хозяйства

Курской области

Площадь объектов, обеспечивающих

защиту КУО, га

373464

1120392

-


________________


* С августа 2024 года в результате вторжения ВСУ на территорию Курской области в регионе установлены режим чрезвычайной ситуации федерального характера в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также правовой режим контртеррористической операции на основании решения Национального антитеррористического комитета в Курской области в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".


8. Приложения к региональному плану адаптации к изменениям климата:


1. Результаты ранжирования адаптационных мероприятий (приложение N 1).


2. Результаты оценки климатических рисков территорий (приложение N 2).



Приложение N 1
к региональному плану адаптации
к изменениям климата



РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Наименование субъекта адаптации

Правительство Курской области

     (федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, организация)


2. Перечень приоритетных адаптационных потребностей и показателей достижения целей адаптации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»