(с изменениями на 27 марта 2025 года)
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р:
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
1. Утвердить прилагаемый региональный план адаптации к изменениям климата (далее - план).
2. Исполнительным органам Курской области, ответственным за реализацию плана:
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
осуществить выполнение мероприятий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год;
ежегодно до 1 марта направлять в Министерство природных ресурсов Курской области информацию о ходе реализации плана.
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления и иным организациям, являющимся ответственными за реализацию плана, обеспечить исполнение мероприятий и предоставление соответствующей информации в Министерство природных ресурсов Курской области в сроки, указанные в пункте 2 настоящего распоряжения.
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
4. Определить Министерство природных ресурсов Курской области координирующим органом по реализации плана.
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
5. Министерству природных ресурсов Курской области на основе анализа и обобщения информации, полученной от исполнительных органов Курской области, органов местного самоуправления и организаций, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего распоряжения, ежегодно, до 1 апреля, представлять в Правительство Курской области доклад о ходе реализации мероприятий, предусмотренных планом, и (при необходимости) предложения о корректировке плана.
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
6. Исключен с 27.03.2025. - Распоряжение Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп.
7. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Курской области
Р.СТАРОВОЙТ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА
(в ред. распоряжения Правительства Курской области от 27.03.2025 N 178-рп)
1. Наименование субъекта адаптации | Правительство Курской области | |||
(федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, организация) | ||||
2. Общее описание характерных климатических рисков опасного уровня (при наличии), потенциальные потери и ущерб в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, обусловленных климатическими рисками | Курская область характеризуется тенденцией значительного роста числа опасных метеорологических явлений, нанесших социальный и экономический ущерб, а также ростом сезонного числа дней с температурой выше 90-го процентиля (волны жары) и ростом числа случаев почвенной засухи. По сравнению с базовым периодом 1961 - 1990 гг. на территории региона отмечается повышение среднегодовой температуры. Заметно повысилась средняя месячная температура холодного периода - в среднем на 2,3°C. На территории Курской области оборудованы 8 станций по наблюдению за изменением основных параметров природной среды, работающих на круглосуточном режиме, предоставляющих данные для оценки и прогнозирования изменений климата и их последствий. Характерными климатическими рисками для Курской области являются: 1. Ураганы, смерчи, сильный ветер. Происходит разрушение инфраструктуры, зданий, сооружений и так далее, обрываются провода ЛЭП, контактные сети электротранспорта, повреждаются мосты и дороги, от падения обломков шифера, черепицы, стекла, кирпича и прочего могут пострадать люди. Деревья и другие растения могут быть вырваны с корнем или повреждены, что нарушает экосистемы и среду обитания животных, также опустошаются поля. 2. Жара. Разрушается дорожное полотно. В теплой воде содержание кислорода снижается, вследствие чего гибнет рыба. Происходит резкий рост численности вредителей, ухудшение качества воздуха (в жаркую пору в городах и сельских областях активно скапливается приземный озон, который становится опасным для здоровья). Происходит осаждение загрязнителей на поверхности земли. Повышенная температура приводит к увеличению потребления энергии кондиционированием воздуха в зданиях и автомобилях. Дополнительное потребление энергии приводит к большему загрязнению воздуха. 3. Засуха. В результате засухи нарушается водный режим почв. Резко возрастает испарение, усиливается эрозия почв и засоление, что приводит к снижению урожая. Растения становятся слабее и более восприимчивы к повреждениям, что увеличивает количество вредителей и болезней. Большинство растений и животных, обитающих в районах, переживающих сильную засуху, не способны выжить, что приводит к утрате биоразнообразия. Повышается риск возникновения лесных пожаров. 4. Заморозки (возврат холодов). Разрушается дорожное полотно, здания и сооружения. У растений происходит замораживание живых тканей, что останавливает развитие, иногда вызывает их частичную или полную гибель. Также заморозки могут привести к снижению биологической продуктивности растений и изменению биогеохимических условий. Наибольшую опасность заморозки представляют для сельского и лесного хозяйства. 5. Град. Град наносит ущерб сельскому хозяйству. От ударов градин гибнет птица и мелкий скот, град повреждает автомобили, ломает черепицу на крышах домов, выбивает окна. 6. Сильные атмосферные осадки. Сильные осадки приводят к подтоплению территории, переувлажнению почвы, способствуют накоплению критического количества воды и выходу рек из берегов, разрушению дорог, линий электропередачи, строений и уничтожению сельскохозяйственных угодий. 7. Пожарная опасность в лесах Загрязняется воздух, так как в воздух попадает углекислый газ и продукты пиролиза лесных горючих материалов, выгорает кислород. В воздухе также могут быть частицы сажи и различные органические вещества. Ухудшается микроклимат Земли, что приводит к ущербу для растительного и животного мира, загрязняются водоемы в непосредственной близости от пожара, возможна гибель рыб | |||
3. Общее количество климатически уязвимых объектов, находящихся в ведении субъекта адаптации | Всего | в работоспособном техническом состоянии | в ограниченно работоспособном состоянии | в аварийном состоянии |
293374 | - <*> | - <*> | - <*> | |
4. Перечень приоритетных адаптационных потребностей субъекта адаптации | 1. Управление рисками, связанными с использованием климатически уязвимых объектов в аварийном состоянии. 2. Усиление адаптивной способности климатически уязвимых объектов (далее - КУО). 3. Выполнение публичных нормативных обязательств в условиях изменений климата | |||
5. Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата в результате реализации мероприятий плана адаптации | Наименование показателя | Факт (2025 год или иной отчетный год) | Прогноз (2027 год) (в случае завершения мероприятия до 2027 года указывается плановое значение на год завершения мероприятия) | |
1. Общее количества КУО, ед. | 293374 | - <*> | ||
2. Количество капитальных объектов, сооружений и иных видов объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | 27 | 43 | ||
3. Количество высеваемых сортов и гибридов, районированных по Центрально-Черноземному региону, ед. | 560 | 560 | ||
4. Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, га | 63005,95 | 12218,98 | ||
5. Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га | 2132564,6 | 3555154,2 | ||
6. Сокращение площади непригодного для проживания жилищного фонда, кв. м | 22160 | 23190 | ||
7. Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | 1310 | 2299 | ||
8. Масса засыпки страхового и переходящего фонд семян сельскохозяйственных культур, т | 25000 | 75000 | ||
6. Информация о ресурсном обеспечении плана адаптации и о наличии обоснованной потребности в дополнительном финансировании (указывается общий размер ресурсного обеспечения мероприятий плана адаптации, а также информация о наличии дополнительных потребностей в финансовом обеспечении, по которым необходимо принятие решения, а также статус рассмотрения заявленных потребностей на дату утверждения плана адаптации) | Мероприятия настоящего плана реализуются в пределах объемов расходов, предусмотренных в рамках государственных программ Курской области, а также текущей деятельности ответственных исполнителей |
7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий | |||||||
N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Исполнитель | Целевые показатели мероприятий | Количество климатически уязвимых объектов, задействованных в реализации мероприятия | ||
Наименование показателя | Значение в 2025 году или иной отчетный год | Значение в 2027 году (в случае завершения мероприятия до 2027 года указывается плановое значение на год завершения мероприятия) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Адаптационная потребность 1 Снизить подверженность КУО климатическим изменениям | |||||||
1.1 | Укрепление производственных и жилых зданий, погребов и создание материальных резервов (продуктов, топлива, сырья) | 2030 | Министерство строительства Курской области Комитет региональной безопасности Курской области органы местного самоуправления (по согласованию) | Общее количество КУО, ед. | 278587 | - <*> | - <*> |
1.2 | Развитие сети электрических станций для зарядки автомобилей | 2030 | Министерство транспорта и автомобильных дорог Курской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области Администрация города Курска (по согласованию) | Количество капитальных объектов, сооружений и иных видов объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | 10 | 20 | - |
Адаптационная потребность 2 Снизить подверженность КУО жаре | |||||||
2.1 | Развитие водохозяйственной инфраструктуры и водохранилищ | 2030 | Министерство природных ресурсов Курской области | Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | 0 | 1 | 1 |
2.2 | Расчистка русел рек Курской области | 2030 | Министерство природных ресурсов Курской области | Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, км | 5,65 | 23,98 | - |
2.3 | Развитие систем промышленного и бытового кондиционирования, обеспечение комфортного температурного режима в учреждениях здравоохранения | 2030 | Министерство здравоохранения Курской области | Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | 3 | 8 | - |
2.4 | Организация применения приемов обработки почвы в системе зяблевой подготовки, направленных на максимальное накопление влаги в почве (вспашка, глубокое безотвальное рыхление плоскорезами, чизелями, глубокорыхлителями, щелевание поперек склонов и т.п.) | 2030 | Министерство сельского хозяйства Курской области ФГБНУ "Курский ФАНЦ" (по согласованию) сельхозтоваропроизводители (по согласованию) | Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га | 450000 | 480000 | - |
Адаптационная потребность 3 Снизить подверженность КУО заморозкам | |||||||
3.1 | Проведение модернизации теплоэнергетического комплекса объектов Курской области | 2030 | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области Филиал ПАО "Квадра" - "Курская генерация" (по согласованию) | Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | 12 | - <*> | - <*> |
3.2 | Упрочнение линейных сооружений, мониторинг их обледенения | 2030 | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области органы местного самоуправления (по согласованию) | Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, км | 51057,5 | - <*> | - <*> |
Адаптационная потребность 4 Снизить подверженность КУО пожарной опасности в лесах | |||||||
4.1 | Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров: | 2030 | Министерство природных ресурсов Курской области | ||||
4.1.1 | Прочистка противопожарных минерализованных полос, км | Протяженность объектов, обеспечивающих защиту КУО, км | 4065 | 12195 | |||
4.1.2 | Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров | Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га | 175,4 | 236700 | - | ||
Адаптационная потребность 5 Снизить климатические риски для бюджетной системы Курской области | |||||||
5.1 | Мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья | 2030 | Министерство строительства Курской области органы местного самоуправления (по согласованию) | Сокращение площади непригодного для проживания жилищного фонда, кв. м | 22160 | 23190 | 0 |
5.2 | Поддержание соответствующих уровню рисков запасов продовольствия, топлива и медикаментов | 2030 | Комитет региональной безопасности Курской области | Количество объектов, обеспечивающих защиту КУО, ед. | - <*> | - <*> | - <*> |
5.3 | Мероприятия по субсидированию программ страхования | 2030 | Министерство сельского хозяйства Курской области | Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га | 281640 | 844920 | 35 |
5.4 | Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах региона | 2030 | Министерство сельского хозяйства Курской области | Масса засыпки страхового и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур, т | 25000 | 75000 | - |
5.5 | Организация страхования посевов сельскохозяйственных культур от рисков гибели в связи с опасными явлениями природного характера | 2030 | Министерство сельского хозяйства Курской области | Площадь объектов, обеспечивающих защиту КУО, га | 373464 | 1120392 | - |
________________
* С августа 2024 года в результате вторжения ВСУ на территорию Курской области в регионе установлены режим чрезвычайной ситуации федерального характера в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также правовой режим контртеррористической операции на основании решения Национального антитеррористического комитета в Курской области в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
8. Приложения к региональному плану адаптации к изменениям климата:
1. Результаты ранжирования адаптационных мероприятий (приложение N 1).
2. Результаты оценки климатических рисков территорий (приложение N 2).
РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Наименование субъекта адаптации | Правительство Курской области |
(федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, организация) |
2. Перечень приоритетных адаптационных потребностей и показателей достижения целей адаптации