N п/п | Виды услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации | Описание услуги |
1 | 2 | 3 |
1. Социально-бытовая адаптация | ||
1.1. | Социально-бытовая диагностика | Услуга включает: сбор социально-бытового анамнеза (беседа, анкетирование); оценку социально-бытового статуса (выявление существующих возможностей, препятствий в бытовом обслуживании); формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики. Услуга предоставляется с применением методов специальной коммуникации, ассистивных коммуникативных технологий (при необходимости) |
1.2. | Проведение мероприятий по социально-бытовой реабилитации инвалидов: в индивидуальной форме; в групповой форме | Услуга включает: проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на восстановление (формирование) навыков самостоятельного бытового обслуживания; проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на восстановление (формирование) навыков эффективного и безопасного бытового взаимодействия в различных ситуациях при нахождении в бытовых условиях; проведение практических занятий (тренинга) по обучению пользованию инвалида техническими средствами реабилитации и ассистивными технологиями коммуникации для ориентации. Нуждаемость определяется по результатам социально-бытовой диагностики. Услуга предоставляется с применением методов специальной коммуникации, ассистивных коммуникативных технологий (при необходимости |
2. Социально-средовая реабилитация | ||
2.1. | Социально-средовая диагностика | Услуга включает: сбор социально-средового анамнеза (беседа, анкетирование); оценка социально-средового статуса (выявление существующих препятствий и барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур); формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики. Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов |
2.2. | Проведение мероприятий по социально-средовой реабилитации инвалидов: в индивидуальной форме; в групповой форме | Услуга включает: проведение практического занятия (тренинга), направленного на восстановление (формирование) навыков самостоятельного ориентирования и передвижения в социальной, инженерной и транспортной и информационной инфраструктурах в специально созданных (симуляционных) условиях ("Школа социальной жизни"); проведение практического занятия (тренинга), направленного на восстановление (формирование) навыков эффективного и безопасного социального взаимодействия в различных ситуациях при нахождении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе вызова служб спасения и др., в специально созданных (симуляционных) условиях; проведение практического занятия (тренинга) по отработке навыков самостоятельного передвижения и средового взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в реальных условиях с разработкой, при необходимости, индивидуальных безопасных маршрутов; предоставление социально-средового патронажа. Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов |
2.3. | Оценка нуждаемости в профориентации | Услуга включает: анализ рекомендаций в ИПРА о нуждаемости в профориентации; анкетирование инвалида с целью изучения потребности в профориентации; анализ сведений об инвалиде: - профессия (специальность), квалификация, должность, вид деятельности; - знания, умения, навыки и компетенции, позволяющие вести профессиональную деятельность, их уровень и объем; - наличие медицинских показаний или медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, учебы; формирование заключения о нуждаемости/ не нуждаемости в профориентации |
2.4. | Психологическая диагностика для целей профориентации | Услуга включает: диагностику готовности к осознанному выбору профессии; диагностику состояния высших психических функций, нейродинамических характеристик, лежащих в основе профессионально значимых качеств, необходимых для той или иной профессии, специальности; обсуждение с инвалидом результатов диагностики. Услуга обязательна при условии отсутствия (утраты) профессии, специальности. Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации |
2.5. | Информирование | Услуга включает: ознакомление с возможными видами профессиональной деятельности, занятости и компетенциями, позволяющими вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям; информирование о возможных образовательных программах, наиболее соответствующих его способностям, психофизическим особенностям и ограниченным возможностям здоровья инвалида; информирование о спросе и предложениях на рынке труда, прогнозе баланса трудовых ресурсов, прогнозной потребностью рынка труда по профессиям, специальностям и направлениям подготовки; ознакомление с профессиональными стандартами, требованиями, предусмотренными Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих; ознакомление инвалида с квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ознакомление с профессиограммами. Услуга обязательна при условии отсутствия (утраты) профессии, специальности |
2.6. | Тренинг профориентации | Услуга включает: практические занятия (тренинги) с инвалидом, направленные на активизацию процесса формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению; практические занятия по развитию профессионально значимых качеств; просмотр видеофильмов, содержащих информацию о выбранных инвалидом видах профессиональной деятельности, занятости и компетенциях, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям. Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов |
3. Социально-психологическая реабилитация | ||
3.1. | Социально-психологическая диагностика, в т.ч. при осуществлении трудовой и профессиональной деятельности | Услуга включает: сбор социально-психологического анамнеза (беседа, анкетирование); оценку социально-психологического статуса (выявление нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер); определение психологического компонента; оценка мотивационной готовности к трудовой деятельности; определение психологического компонента проблем, препятствующих трудоустройству, профессиональной самореализации и карьерному росту; формирование заключения по результатам социально-психологической диагностики. Услуга предоставляется с возможным использованием олигофрено-педагогических методов |
3.2. | Проведение мероприятий по социально-психологической реабилитации инвалидов: в индивидуальной форме; в групповой форме | Услуга включает: проведение психокоррекционного занятия с инвалидом, направленного на восстановление (формирование/развитие) когнитивно-интеллектуальных функций с опорой на сохранные когнитивные функции и интеллектуальные навыки; развитие мелкомоторных навыков, навыков общения; коррекционного занятия с инвалидом, направленного на коррекцию эмоционально-аффективной сферы посредством арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии, песочной терапии, интерактивных систем и комплексов; проведение социально-психологических тренингов, направленных на развитие когнитивно-интеллектуальных и сенсомоторных навыков, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов, навыков общения; проведение тренингов по развитию социального восприятия, социальных навыков, по формированию эмоциональной саморегуляции; по выработке навыков ежедневной независимой жизни; проведение занятий по психопрофилактике дезадаптивных состояний, формированию умений и навыков саморегуляции. Услуга предоставляется с возможным использованием олигофрено-педагогических методов |
3.3. | Социально-психологический патронаж, в т.ч. при психологической адаптации на рабочем месте | Услуга включает: систематическое наблюдение и сопровождение инвалида; оказание психологической помощи инвалиду; оказание психологической помощи в решении проблем, связанных с ограничениями жизнедеятельности инвалида; закрепление результатов психокоррекционной работы в различных жизненных ситуациях; оказание психологической помощи инвалиду в полноценном профессиональном и личностном развитии. Услуга может предоставляться в дистанционном формате, в том числе с использованием телефонной связи |
3.4. | Социально-психологическое консультирование | Услуга включает: мотивационное консультирование, направленное на формирование положительного отношения к занятости; мотивационное консультирование, направленное на снятие психоэмоциональной напряженности и состояния тревожности в процессе адаптации на новом рабочем месте. Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов |
4. Социально-педагогическая реабилитация | ||
4.1. | Социально-педагогическая диагностика | Услуга включает: сбор педагогического анамнеза (беседа, анкетирование); оценка социально-педагогического статуса (оценка уровня образования, общей осведомленности, выявление предпочтений и интересов, ограничений жизнедеятельности, в том числе "контроль за своим поведением"); формирование заключения по результатам социально-педагогической диагностики. Услуга предоставляется с применением методов социальной коммуникации, специальных (коррекционных) методов |
4.2. | Проведение мероприятий по социально-педагогической реабилитации инвалидов: в индивидуальной форме; в групповой форме | Услуга включает: обучение (восстановление навыка) чтению и письму; занятия, направленные на формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.), навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; социально-педагогические тренинги по обучению и отработке навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях. Услуга предоставляется с применением методов социальной коммуникации, специальных (коррекционных) методов |
5. Социокультурная реабилитация | ||
5.1. | Социокультурная диагностика | Услуга включает: сбор социокультурного анамнеза (беседа, анкетирование); оценка социокультурного статуса (оценка уровня образования, общей осведомленности, выявление предпочтений и интересов, оценка доступности объектов культуры); формирование заключения по результатам социокультурной диагностики. Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов |
5.2. | Проведение мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов: в индивидуальной форме; в групповой форме | Услуга включает: проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на вовлечение в деятельность, способствующую пользованию культурными благами (музейная педагогика, арт-педагогика) и сохранению культурного наследия; проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на устранение (компенсацию) средствами культуры и искусства ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций (художественно-прикладные искусства, театральная деятельность, занятия музыкой, танцы и др.); мероприятия по организации активного досуга (рукоделие, вовлечение в совместную театрализованную и эстрадную деятельность, художественно-прикладная деятельность и др.) |