Действующий

Об утверждении Порядка сопровождения проживания малых групп инвалидов в жилых помещениях государственными организациями социального обслуживания Волгоградской области в полустационарной форме (с изменениями на 22 октября 2024 года)



4. Описание услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации

N

п/п

Виды услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации

Описание услуги

1

2

3

1. Социально-бытовая адаптация

1.1.

Социально-бытовая диагностика

     Услуга включает:

     сбор социально-бытового анамнеза (беседа, анкетирование);

     оценку социально-бытового статуса (выявление существующих возможностей, препятствий в бытовом обслуживании);

     формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики.

     Услуга предоставляется с применением методов специальной коммуникации, ассистивных коммуникативных технологий (при необходимости)

1.2.

Проведение мероприятий по социально-бытовой реабилитации инвалидов:

в индивидуальной форме;

в групповой форме

     Услуга включает:

     проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на восстановление (формирование) навыков самостоятельного бытового обслуживания;

     проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на восстановление (формирование) навыков эффективного и безопасного бытового взаимодействия в различных ситуациях при нахождении в бытовых условиях;

     проведение практических занятий (тренинга) по обучению пользованию инвалида техническими средствами реабилитации и ассистивными технологиями коммуникации для ориентации.

     Нуждаемость определяется по результатам социально-бытовой диагностики.

     Услуга предоставляется с применением методов специальной коммуникации, ассистивных коммуникативных технологий (при необходимости

2. Социально-средовая реабилитация

2.1.

Социально-средовая диагностика

     Услуга включает:

     сбор социально-средового анамнеза (беседа, анкетирование);

     оценка социально-средового статуса (выявление существующих препятствий и барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур);

     формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики.

     Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов

2.2.

Проведение мероприятий по социально-средовой реабилитации инвалидов:

в индивидуальной форме;

в групповой форме

     Услуга включает:

     проведение практического занятия (тренинга), направленного на восстановление (формирование) навыков самостоятельного ориентирования и передвижения в социальной, инженерной и транспортной и информационной инфраструктурах в специально созданных (симуляционных) условиях ("Школа социальной жизни");

     проведение практического занятия (тренинга), направленного на восстановление (формирование) навыков эффективного и безопасного социального взаимодействия в различных ситуациях при нахождении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе вызова служб спасения и др., в специально созданных (симуляционных) условиях;

     проведение практического занятия (тренинга) по отработке навыков самостоятельного передвижения и средового взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в реальных условиях с разработкой, при необходимости, индивидуальных безопасных маршрутов;

     предоставление социально-средового патронажа.

     Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов

2.3.

Оценка нуждаемости в профориентации

     Услуга включает:

     анализ рекомендаций в ИПРА о нуждаемости в профориентации;

     анкетирование инвалида с целью изучения потребности в профориентации;

     анализ сведений об инвалиде:

     - профессия (специальность), квалификация, должность, вид деятельности;

     - знания, умения, навыки и компетенции, позволяющие вести профессиональную деятельность, их уровень и объем;

     - наличие медицинских показаний или медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, учебы;

     формирование заключения о нуждаемости/ не нуждаемости в профориентации

2.4.

Психологическая диагностика для целей профориентации

     Услуга включает:

     диагностику готовности к осознанному выбору профессии;

     диагностику состояния высших психических функций, нейродинамических характеристик, лежащих в основе профессионально значимых качеств, необходимых для той или иной профессии, специальности;

     обсуждение с инвалидом результатов диагностики. Услуга обязательна при условии отсутствия (утраты) профессии, специальности.

     Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации

2.5.

Информирование

     Услуга включает:

     ознакомление с возможными видами профессиональной деятельности, занятости и компетенциями, позволяющими вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям;

     информирование о возможных образовательных программах, наиболее соответствующих его способностям, психофизическим особенностям и ограниченным возможностям здоровья инвалида;

     информирование о спросе и предложениях на рынке труда, прогнозе баланса трудовых ресурсов, прогнозной потребностью рынка труда по профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

     ознакомление с профессиональными стандартами, требованиями, предусмотренными Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;

     ознакомление инвалида с квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

     ознакомление с профессиограммами.

     Услуга обязательна при условии отсутствия (утраты) профессии, специальности

2.6.

Тренинг профориентации

     Услуга включает:

     практические занятия (тренинги) с инвалидом, направленные на активизацию процесса формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению;

     практические занятия по развитию профессионально значимых качеств;

     просмотр видеофильмов, содержащих информацию о выбранных инвалидом видах профессиональной деятельности, занятости и компетенциях, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям.

     Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов

3. Социально-психологическая реабилитация

3.1.

Социально-психологическая диагностика, в т.ч. при осуществлении трудовой и профессиональной деятельности

     Услуга включает:

     сбор социально-психологического анамнеза (беседа, анкетирование);

     оценку социально-психологического статуса (выявление нарушений когнитивно-интеллектуальных функций, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер);

     определение психологического компонента;

     оценка мотивационной готовности к трудовой деятельности;

     определение психологического компонента проблем, препятствующих трудоустройству, профессиональной самореализации и карьерному росту;

     формирование заключения по результатам социально-психологической диагностики.

     Услуга предоставляется с возможным использованием олигофрено-педагогических методов

3.2.

Проведение мероприятий по социально-психологической реабилитации инвалидов:

в индивидуальной форме;

в групповой форме

     Услуга включает:

     проведение психокоррекционного занятия с инвалидом, направленного на восстановление (формирование/развитие) когнитивно-интеллектуальных функций с опорой на сохранные когнитивные функции и интеллектуальные навыки;

     развитие мелкомоторных навыков, навыков общения;

     коррекционного занятия с инвалидом, направленного на коррекцию эмоционально-аффективной сферы посредством арт-терапии, игротерапии, музыкотерапии, песочной терапии, интерактивных систем и комплексов;

     проведение социально-психологических тренингов, направленных на развитие когнитивно-интеллектуальных и сенсомоторных навыков, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов, навыков общения;

     проведение тренингов по развитию социального восприятия, социальных навыков, по формированию эмоциональной саморегуляции; по выработке навыков ежедневной независимой жизни;

     проведение занятий по психопрофилактике дезадаптивных состояний, формированию умений и навыков саморегуляции.

     Услуга предоставляется с возможным использованием олигофрено-педагогических методов

3.3.

Социально-психологический патронаж, в т.ч. при психологической адаптации на рабочем месте

     Услуга включает:

     систематическое наблюдение и сопровождение инвалида;

     оказание психологической помощи инвалиду;

     оказание психологической помощи в решении проблем, связанных с ограничениями жизнедеятельности инвалида;

     закрепление результатов психокоррекционной работы в различных жизненных ситуациях;

     оказание психологической помощи инвалиду в полноценном профессиональном и личностном развитии.

     Услуга может предоставляться в дистанционном формате, в том числе с использованием телефонной связи

3.4.

Социально-психологическое консультирование

     Услуга включает:

     мотивационное консультирование, направленное на формирование положительного отношения к занятости;

     мотивационное консультирование, направленное на снятие психоэмоциональной напряженности и состояния тревожности в процессе адаптации на новом рабочем месте.

     Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов

4. Социально-педагогическая реабилитация

4.1.

Социально-педагогическая диагностика

     Услуга включает:

     сбор педагогического анамнеза (беседа, анкетирование);

     оценка социально-педагогического статуса (оценка уровня образования, общей осведомленности, выявление предпочтений и интересов, ограничений жизнедеятельности, в том числе "контроль за своим поведением");

     формирование заключения по результатам социально-педагогической диагностики.

     Услуга предоставляется с применением методов социальной коммуникации, специальных (коррекционных) методов

4.2.

Проведение мероприятий по социально-педагогической реабилитации инвалидов:

в индивидуальной форме;

в групповой форме

     Услуга включает:

     обучение (восстановление навыка) чтению и письму;

     занятия, направленные на формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.), навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности;

     социально-педагогические тренинги по обучению и отработке навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях.

     Услуга предоставляется с применением методов социальной коммуникации, специальных (коррекционных) методов

5. Социокультурная реабилитация

5.1.

Социокультурная диагностика

     Услуга включает:

     сбор социокультурного анамнеза (беседа, анкетирование);

     оценка социокультурного статуса (оценка уровня образования, общей осведомленности, выявление предпочтений и интересов, оценка доступности объектов культуры);

     формирование заключения по результатам социокультурной диагностики.

     Услуга предоставляется с использованием методов специальной коммуникации, специальных условий и оборудования для проведения симуляционных тренингов

5.2.

Проведение мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов:

в индивидуальной форме;

в групповой форме

     Услуга включает:

     проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на вовлечение в деятельность, способствующую пользованию культурными благами (музейная педагогика, арт-педагогика) и сохранению культурного наследия;

     проведение практического занятия (тренинга) с инвалидом, направленного на устранение (компенсацию) средствами культуры и искусства ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций (художественно-прикладные искусства, театральная деятельность, занятия музыкой, танцы и др.);

     мероприятия по организации активного досуга (рукоделие, вовлечение в совместную театрализованную и эстрадную деятельность, художественно-прикладная деятельность и др.)