Действующий

Об утверждении стратегии развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2030 года



I. Описание, текущее состояние и стратегические приоритеты развития Кластера


Кластер расположен на территории шести муниципальных образований Республики Татарстан: Нижнекамского, Елабужского, Менделеевского, Заинского, Тукаевского муниципальных районов и городского округа Набережные Челны. Кластер объединяет около 300 предприятий-участников, совокупный объем промышленного производства которых составляет около 900 млрд рублей, общее количество сотрудников составляет более 104 тыс. человек.


Специализация Кластера - нефтепереработка, нефтехимия и автомобилестроение. Уже сегодня продукция предприятий Кластера широко представлена на российском и мировом рынках. Здесь производится более 45 процентов российских синтетических каучуков, 57 процентов полимеров стирола России, каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая вторая российская грузовая шина. Доля Кластера в валовом региональном продукте республики составляет свыше 25 процентов, на Кластер приходится более 36 процентов всех инвестиций в республике.


Выгодное экономико-географическое положение, выстроенные кооперационные связи и высокая степень локализации участников (все крупнейшие предприятия расположены в радиусе 30 км) определяют конкурентные преимущества Кластера. Инвестиционную привлекательность Кластера подтверждает тот факт, что здесь разместили бизнес известные мировые компании "Даймлер", "Форд", "Роквул", "Камминз", "Цанрад Фабрик", "Кейс Нью Холланд", "Эр Ликид", "Митсубиши Фузо Трак энд Бус", "Хайер" и другие.


В рамках Кластера сконцентрированы крупные компании, в том числе высокотехнологичные, которые составляют основу экономического потенциала Камской агломерации, а объемы их производственной деятельности заметны на национальном и международном уровнях и ставят Кластер в один ряд с зарубежными регионами-лидерами.


Одно из ключевых преимуществ Кластера - выстроенные кооперационные связи как внутриотраслевые, так и между автопромом и нефтехимией.


Цепочка сырьевых поставок и создания добавленной стоимости в рамках Кластера представлена следующим образом. ОАО "ТАИФ-НК" является основным поставщиком сырья в ПАО "Нижнекамскнефтехим" (прямогонный бензин, сжиженные углеводородные газы). В свою очередь ПАО "Нижнекамскнефтехим", производящее широкий ассортимент нефтехимической продукции, направляет ее на дальнейшую переработку предприятиям малого и среднего бизнеса, а также предприятиям нефтехимического комплекса ПАО "Татнефть" им. В.Д.Шашина. Производители пластмасс и автокомпонентов, резинотехнических изделий, в том числе шин, поставляют продукцию предприятиям автомобилестроения.


В Кластере сосредоточен мощный инновационный потенциал, определяющий данную территорию в качестве точки роста Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Ключевые инвестиционные проекты Кластера характеризуются своей уникальностью и высоким уровнем добавленной стоимости.


Якорными предприятия Кластера являются ПАО "КАМАЗ", ООО "Соллерс Форд", ПАО "Татнефть" им.В.Д.Шашина (АО "ТАНЕКО", шинный комплекс), ОАО "ТАИФ-НК", ПАО "Нижнекамскнефтехим", АО "Аммоний", резиденты Особой экономической зоны промышленного типа "Алабуга" (далее - ОЭЗ "Алабуга").


ПАО "КАМАЗ" входит в топ-20 крупнейших производителей грузовиков в мире. Доля ПАО "КАМАЗ" на российском рынке тяжелых грузовых автомобилей составляет 47 процентов.


В рамках проекта "Развитие модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизация производственных мощностей для его производства", который реализуется с 2013 года, ПАО "КАМАЗ" выводит на рынок новые модели автомобилей поколения К5.


Создано современное высокоэффективное производство нового поколения грузовых автомобилей КАМАЗ с высоким уровнем локализации ключевых компонентов, включая завод каркасов кабин с 80-процентной автоматизацией производственных процессов.


Весной 2021 года на заводе двигателей ПАО "КАМАЗ" была собрана первая тысяча рядных 6-цилиндровых двигателей КАМАЗ модели 910 (EURO-5) мощностью 450 и 550 л.с. для автомобилей КАМАЗ поколения К5. Параллельно с комплексом испытаний для уже существующих модификаций ведутся научные разработки по созданию семейства двигателей КАМАЗ Р6 экологического класса EURO-6.


В июне 2021 года после модернизации ПАО "КАМАЗ" запустило производство Прессово-рамного завода, которое включает три основные линии: автоматическая линия изготовления лонжеронов, линия окраски лонжеронов и деталей рам, конвейер сборки рам.


В апреле 2021 года на международной выставке машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности MiningWorld Russia был презентован самый большой российский карьерный самосвал КАМАЗ-65807 полной массой 95 тонн, грузоподъемностью 65 тонн. Это второй представитель абсолютно нового семейства в камазовской линейке карьерных самосвалов, которая будет состоять из автомобилей с колесной формулой 8 x 4 и 10 x 6 грузоподъемностью от 45 до 70 тонн.