МСП является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. МСП имеет большое значение для формирования экономики Свердловской области и ее развития. Современный динамично развивающийся малый бизнес обеспечивает повышение конкуренции, что в свою очередь способствует созданию новых (более эффективных и производительных) рабочих мест.
С 2016 года сектор МСП претерпел ряд значительных изменений под влиянием различных факторов. Доля выручки субъектов МСП в период 2016 - 2019 годов превышала среднероссийский показатель, сократившись при этом с 42% в 2016 году до 36% в 2019 году. Вместе с тем доля занятых у субъектов МСП в указанный период сохранилась на уровне 31%, что на 5 п.п. выше среднего значения по Российской Федерации в 2019 году. В целом на протяжении указанного периода сектор МСП сохраняет существенную долю в уровне занятости Свердловской области, а также вносит существенный вклад в экономику региона.
В период 2016 - 2020 годов на федеральном и региональном уровнях продолжается работа по развитию и всесторонней поддержке сферы МСП. В этот период запущены следующие инструменты поддержки МСП: Единый реестр субъектов МСП, интернет-ресурс "Бизнес-навигатор" МСП. В качестве новой меры поддержки предпринимательства введены надзорные каникулы для малого бизнеса с оборотом до 800 млн. рублей в год. Принят ряд стратегических документов и нормативных правовых актов, среди которых федеральная и региональная стратегии развития малого и среднего предпринимательства. В рамках финансовой поддержки регулярно прорабатываются и создаются новые программы льготного кредитования субъектов МСП, ведется работа по снижению налоговой и административной нагрузки на малый и средний бизнес. В Свердловской области системно расширяется инфраструктура поддержки сферы МСП, действующая на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (микрокредитной компании), в составе которого действуют несколько отраслевых центров, обеспечивающих всестороннее развитие сектора МСП.
К негативным факторам, сдерживающим развитие сферы МСП, относятся:
1) введение требований об обязательном применении контрольно-кассовой техники с онлайн-передачей фискальных данных;
2) увеличение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%;
3) введение обязательной маркировки ряда товаров.
В соответствии с данными Свердловскстата отраслевая структура сектора МСП с 2016 года существенно не изменилась. Основную долю данного сектора (более 70 - 80%) занимают субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сферах торговли, промышленности, строительства, транспорта и связи.
В 2020 году предпринимательское сообщество столкнулось с беспрецедентными ограничительными мерами. В результате в зоне повышенного риска оказалась основная масса субъектов малого и среднего бизнеса. Следствием ухудшения экономической ситуации в Свердловской области стало сокращение по итогам 2020 года:
1) общего количества субъектов МСП на 8,6 тыс. единиц, или на 4,2% к уровню 2019 года (2019 год - 202 тыс. единиц, 2020 год - 193,4 тыс. единиц);
2) численности работников, занятых у субъектов МСП, - на 16,8 тыс. человек, или на 2,7% к уровню 2019 года (2019 год - 623,6 тыс. человек, 2020 год - 606,8 тыс. человек).
В связи с присоединением Свердловской области с 1 января 2020 года к эксперименту по установлению специального налогового режима для самозанятых граждан в целом в сфере МСП в 2020 году зафиксирован рост занятости на 22,5 тыс. человек (2019 год - 731,9 тыс. человек, 2020 год - 754,4 тыс. человек). В результате реализации комплекса мероприятий по популяризации нового налогового режима с начала 2020 года в качестве самозанятых зарегистрировалось 108,2 тыс. человек, в том числе 5,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом среднемесячный прирост самозанятых в Свердловской области в период с января 2020 года по ноябрь 2021 года составил 4,7 тыс. человек.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдалась положительная динамика объемов оборота:
1) малых предприятий (за исключением микропредприятий), осуществляющих такие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых (159%), научные исследования и разработки (154%), водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (130%), обрабатывающие производства (113%);