Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период до 2036 года и признании утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от 23.10.2015 N 979-ПП "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года"



Раздел 16. СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ


Потребительский рынок играет значимую роль в экономике Свердловской области: обеспечивает занятость около 17% экономически активного населения, формирует 16% ВРП, обеспечивает 19% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (таблица 44).



Таблица 44


ПОКАЗАТЕЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер строки

Наименование показателя

2016 год

2020 год

1.

Оборот розничной торговли, млрд. рублей

1054

1117,6

2.

Индекс физического объема розничной торговли, процентов

94,5

90,4

3.

Среднесписочная численность работников организаций в сфере оптовой и розничной торговли, тыс. человек

226,7

225,3

4.

Инвестиции в основной капитал организаций Свердловской области (без субъектов малого предпринимательства, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) по виду деятельности "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", млн. рублей

7591,4

7936,1


По итогам 2020 года оборот розничной торговли показал снижение и составил 1117,6 млрд. рублей, или 90,4% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, что связано в первую очередь с рядом ограничений, введенных в 2020 году в связи с режимом повышенной готовности и принятием дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции.


По обороту розничной торговли Свердловская область занимает 5 место среди субъектов Российской Федерации, а в УрФО - 1 место. Доля Свердловской области в обороте розничной торговли Российской Федерации в 2020 году составила 3,3%. В обороте розничной торговли субъектов, входящих в УрФО, - 39,5%.


Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в 2020 году составила 49,7%, доля непродовольственных товаров - 50,3%.


На территории Свердловской области осуществляют деятельность стационарные и нестационарные торговые объекты, проводятся ярмарочные мероприятия, а также функционируют розничные рынки.


Формирование оборота осуществляется в основном за счет продажи товаров в стационарной торговой сети (вне рынка) (в 2020 году - 98,7% оборота розничной торговли). Доля розничных рынков и ярмарок незначительна (1,3%).


На начало 2021 года торговая сеть насчитывала более 27 тысяч объектов.


В общей структуре торговой сети Свердловской области доля стационарных объектов торговли составляет 82%, доля нестационарных объектов - 18%.


Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями ежегодно увеличивается. По итогам 2020 года показатель составил 1117 кв. м на 1000 жителей (в том числе по продаже продовольственных товаров - 364 кв. м на 1000 жителей, непродовольственных товаров - 753 кв. м на 1000 жителей), что превышает минимальный норматив в целом на 76% (в том числе по продаже продовольственных товаров - на 70%, непродовольственных товаров - на 80%).


Обеспеченность торговыми площадями в деревнях и селах Свердловской области выросла с 370 кв. м на 1000 жителей в 2019 году до 377 кв. м на 1000 жителей в 2020 году.


В настоящее время в Свердловской области функционирует 9,9 тыс. магазинов сетевых структур.


Увеличивается доля магазинов, применяющих самообслуживание. По состоянию на 1 января 2021 года доля магазинов, работающих по методу самообслуживания, составила 54% (в 2019 году - 52%), доля площадей, занятых под самообслуживание, - 74% (в 2019 году - 71,5%).