Потребительский рынок играет значимую роль в экономике Свердловской области: обеспечивает занятость около 17% экономически активного населения, формирует 16% ВРП, обеспечивает 19% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (таблица 44).
Таблица 44
ПОКАЗАТЕЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Номер строки | Наименование показателя | 2016 год | 2020 год |
1. | Оборот розничной торговли, млрд. рублей | 1054 | 1117,6 |
2. | Индекс физического объема розничной торговли, процентов | 94,5 | 90,4 |
3. | Среднесписочная численность работников организаций в сфере оптовой и розничной торговли, тыс. человек | 226,7 | 225,3 |
4. | Инвестиции в основной капитал организаций Свердловской области (без субъектов малого предпринимательства, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) по виду деятельности "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", млн. рублей | 7591,4 | 7936,1 |
По итогам 2020 года оборот розничной торговли показал снижение и составил 1117,6 млрд. рублей, или 90,4% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах, что связано в первую очередь с рядом ограничений, введенных в 2020 году в связи с режимом повышенной готовности и принятием дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции.
По обороту розничной торговли Свердловская область занимает 5 место среди субъектов Российской Федерации, а в УрФО - 1 место. Доля Свердловской области в обороте розничной торговли Российской Федерации в 2020 году составила 3,3%. В обороте розничной торговли субъектов, входящих в УрФО, - 39,5%.
Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в 2020 году составила 49,7%, доля непродовольственных товаров - 50,3%.
На территории Свердловской области осуществляют деятельность стационарные и нестационарные торговые объекты, проводятся ярмарочные мероприятия, а также функционируют розничные рынки.
Формирование оборота осуществляется в основном за счет продажи товаров в стационарной торговой сети (вне рынка) (в 2020 году - 98,7% оборота розничной торговли). Доля розничных рынков и ярмарок незначительна (1,3%).
На начало 2021 года торговая сеть насчитывала более 27 тысяч объектов.
В общей структуре торговой сети Свердловской области доля стационарных объектов торговли составляет 82%, доля нестационарных объектов - 18%.
Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями ежегодно увеличивается. По итогам 2020 года показатель составил 1117 кв. м на 1000 жителей (в том числе по продаже продовольственных товаров - 364 кв. м на 1000 жителей, непродовольственных товаров - 753 кв. м на 1000 жителей), что превышает минимальный норматив в целом на 76% (в том числе по продаже продовольственных товаров - на 70%, непродовольственных товаров - на 80%).
Обеспеченность торговыми площадями в деревнях и селах Свердловской области выросла с 370 кв. м на 1000 жителей в 2019 году до 377 кв. м на 1000 жителей в 2020 году.
В настоящее время в Свердловской области функционирует 9,9 тыс. магазинов сетевых структур.
Увеличивается доля магазинов, применяющих самообслуживание. По состоянию на 1 января 2021 года доля магазинов, работающих по методу самообслуживания, составила 54% (в 2019 году - 52%), доля площадей, занятых под самообслуживание, - 74% (в 2019 году - 71,5%).