Развитие сферы межбюджетных отношений связано с решением следующих задач:
1) предоставление бюджетам муниципальных образований нецелевой финансовой поддержки;
2) формирование дополнительных доходных источников поступлений в бюджеты муниципальных образований, в частности:
замена дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов в целях частичной компенсации выпадающих доходов в связи с отменой единого налога на вмененный доход на дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году;
установление единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование водными объектами, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в размере 100 процентов;
3) повышение качества управления муниципальными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины:
усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов;
повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из республиканского бюджета, в том числе увеличение объемов распределенных на 3 года межбюджетных трансфертов и сокращение сроков их доведения.
Оказание финансовой поддержки со стороны республиканского бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. В связи с высокой значимостью данного вида межбюджетных трансфертов общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей республиканского бюджета.
В целях решения поставленных задач и реализации направлений развития межбюджетных отношений, установленных на федеральном уровне, необходимо:
продолжить практику заключения с высокодотационными муниципальными образованиями республики соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов в местные бюджеты в целях повышения ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований за проводимую бюджетную политику, проводить не реже 1 раза в 2 года внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета в тех муниципальных образованиях, с которыми заключены соглашения (в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
организовать работу по укрупнению субсидий с расширением направлений их использования и прав муниципальных образований по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансируемых расходных полномочий;
утверждать распределение субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых на конкурсной основе) законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете;
повысить ответственность исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей;