Действующий

Об утверждении программы "Развитие потребительского рынка Белгородской области до 2030 года" (с изменениями на 9 апреля 2024 года)



1. Общая характеристика сферы реализации программы


Потребительский рынок является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе. Поэтому любые экономические и политические трудности наиболее быстро и остро отражаются на состоянии потребительского рынка. Сбалансированность потребительского рынка по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров является не только необходимой составляющей эффективно работающей экономики, но и основой оценки качества жизни населения. Развитие потребительского рынка оказывает влияние на производство и потребление товаров, работ и услуг в Белгородской области.


Специфические свойства товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке, обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Потребительский рынок представляет собой открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, зависит от межрегиональных товаропотоков, миграции рабочей силы, движения денег и капиталов.


Потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения товаров и услуг, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако, каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование экономики со стороны органов власти.


Анализируя ретроспективу и текущее состояние торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Белгородской области, становится очевидным, что за последние годы можно отметить положительную динамику большинства показателей, характеризующих эти сферы. Тенденции роста объемов оптового и розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг приобрели устойчивый характер.


Для потребительского рынка Белгородской области характерны стабильное развитие, высокая насыщенность и разнообразие ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, повышение покупательской способности, рост производства товаров. В свою очередь высоким показателям развития потребительского рынка Белгородской области способствовали как благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, так и устойчивый рост заработной платы. Положительная динамика развития потребительского рынка Белгородской области свидетельствует о движении региона к более современной модели развития рынка товаров и услуг.


Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство валового внутреннего продукта Белгородской области и составляет более 14 процента. Доля торговли в налоговых платежах, поступающих в консолидированный бюджет, составляет 11 процента.


Состояние отрасли торговли как активного посредника между сферой производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием экономики страны, в значительной мере обусловленным текущей мировой ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса национальной валюты и т.п.


Оборот розничной торговли Белгородской области по итогам 2020 года составил 366,3 млрд рублей, или 99,3 процента к уровню 2019 года.


В расчете на душу населения в 2019 году реализовано товаров на 236,5 тыс. рублей.


В 2020 году удельный вес продажи товаров по заказам, по почте, через телемагазины, компьютерные сети в Белгородской области составляет 9,1 процента.


Формирование оборота розничной торговли происходило в основном за счет оборота торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети вне рынка. Их доля в обороте в 2020 году составила 91,4 процента, в 2019 году - 90,5 процента. Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках в 2020 году составила 8,6 процента (в 2019 году - 9,5 процента). Доля рынков в обороте розничной торговли снизилась за последние 10 лет более чем в 2 раза.


Структура оборота розничной торговли в 2020 году незначительно изменилась относительно предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2020 году составил 41,6 процента, непродовольственных товаров - 58,4 процента (в 2019 году - соответственно 39 процентов и 61 процент).


В 2020 году розничная торговая сеть представлена 12200 предприятиями всех форматов торговли. В настоящее время общая площадь торговых объектов, расположенных на территории Белгородской области, составляет 1,39 млн кв. м. В 2020 году введено в эксплуатацию более 110 торговых объектов общей площадью порядка 40 тыс. кв. м.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754" принято постановление Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 года N 469-пп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Белгородской области". Данным постановлением утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Белгородской области сроком до 2020 года. Норматив минимальной обеспеченности населения области площадью стационарных торговых объектов составляет 584 кв. м на 1000 человек. В 2020 году обеспеченность населения Белгородской области площадью стационарных торговых объектов составила 896,3 кв. м на 1000 человек, что выше установленного норматива на 312,3 кв. м на 1000 человек.