(с изменениями на 9 апреля 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 09.04.2024 N 135-пп)
В целях создания благоприятных условий для развития потребительского рынка на территории Белгородской области, обеспечения доступности товаров для населения и повышения качества услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере потребительского рынка, во исполнение Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", закона Белгородской области от 30 сентября 2021 года N 102 "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли в Белгородской области" Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить программу "Развитие потребительского рынка Белгородской области до 2030 года" (далее - Программа, прилагается).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области (Антоненко А.А.) осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти Белгородской области, администраций муниципальных районов и городских округов и других участников Программы по исполнению мероприятий, реализуемых в рамках Программы.
3. Рекомендовать:
3.1. Администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Белгородской области, общественным организациям, образовательным учреждениям Белгородской области, осуществляющим деятельность в области профессионального образования в сфере торговли, общественного питания, принять участие в мероприятиях, реализуемых в рамках Программы.
3.2. Администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области разработать и утвердить в установленном законодательством порядке программы развития потребительского рынка муниципальных районов и городских округов Белгородской области до 2030 года.
3.3. Администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Белгородской области, общественным организациям, образовательным учреждениям Белгородской области, осуществляющим деятельность в области профессионального образования в сфере торговли, общественного питания, принимающим участие в мероприятиях, реализуемых в рамках Программы, ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в министерство сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области отчеты о выполнении мероприятий, реализуемых в рамках Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области (Антоненко А.А.).
(в ред. Постановления Правительства Белгородской области от 09.04.2024 N 135-пп)
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля начиная с 2023 года, об исполнении - к 1 апреля 2031 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
В.В.ГЛАДКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 31 января 2022 г. N 31-пп
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА"
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 09.04.2024 N 135-пп)
N п/п | Наименование программы: "Развитие потребительского рынка Белгородской области до 2030 года" (далее - программа) | |
1. | Ответственный исполнитель программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области |
2. | Соисполнители программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области |
3. | Участники программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белгородской области, Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области, администрации муниципальных районов и городских округов Белгородской области, Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (по согласованию) |
4. | Подпрограммы программы | 1. Подпрограмма 1 "Развитие торговли". 2. Подпрограмма 2 "Развитие общественного питания". 3. Подпрограмма 3 "Развитие системы защиты прав потребителей" |
5. | Цель (цели) программы | Создание благоприятных условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли и общественного питания, а также эффективной защиты прав потребителей в Белгородской области |
6. | Задачи программы | 1. Развитие многоформатной инфраструктуры торговли. 2. Повышение доступности товаров для населения. 3. Модернизация системы информационного обеспечения в области торговой деятельности. 4. Повышение качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке. 5. Развитие торговли в малочисленных и отдаленных населенных пунктах. 6. Обеспечение доступности услуг торговли для инвалидов и маломобильных групп населения. 7. Развитие общественного питания на территории Белгородской области. 8. Развитие системы защиты прав потребителей на территории Белгородской области |
7. | Сроки и этапы реализации программы | Реализация программы осуществляется в период с 2022 - 2030 годы |
8. | Объемы ассигнований программы за счет средств внебюджетных источников | Планируемый общий объем финансирования программы в 2022 - 2030 годах за счет всех источников финансирования составит 5,457 млрд рублей, в том числе по годам: 2022 год - 606,2 млн рублей; 2023 год - 606,2 млн рублей; 2024 год - 606,3 млн рублей; 2025 год - 606,3 млн рублей; 2026 год - 606,3 млн рублей; 2027 год - 606,4 млн рублей; 2028 год - 606,5 млн рублей; 2029 год - 606,5 млн рублей; 2030 год - 606,7 млн рублей |
9. | Конечные результаты программы | К 2030 году планируется: 1. Увеличение количества объектов всех форматов торговли до 13,9 тыс. единиц. 2. Увеличение обеспеченности населения площадью торговых объектов до 814,3 кв. м на 1000 жителей. 3. Увеличение количества площадок, задействованных для проведения ярмарок, до 250 единиц. 4. Увеличение количества проведенных ярмарочных мероприятий в год до 4,5 тыс. единиц. 5. Увеличение количества предприятий общественного питания до 2,9 тыс. единиц. 6. Увеличение количества посадочных мест в предприятиях общественного питания в расчете на 1000 жителей до 43 мест. 7. Увеличение количества предприятий бытового обслуживания до 4,5 тыс. единиц. 8. Сохранение удельного веса потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке, на уровне более 90 процента по отношению к базовому показателю 2020 года. 9. Сохранение удельного веса устных обращений граждан в общем количестве обращений на уровне более 80 процента по отношению к базовому показателю 2020 года |
Потребительский рынок является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе. Поэтому любые экономические и политические трудности наиболее быстро и остро отражаются на состоянии потребительского рынка. Сбалансированность потребительского рынка по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров является не только необходимой составляющей эффективно работающей экономики, но и основой оценки качества жизни населения. Развитие потребительского рынка оказывает влияние на производство и потребление товаров, работ и услуг в Белгородской области.
Специфические свойства товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке, обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Потребительский рынок представляет собой открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, зависит от межрегиональных товаропотоков, миграции рабочей силы, движения денег и капиталов.
Потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения товаров и услуг, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако, каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование экономики со стороны органов власти.
Анализируя ретроспективу и текущее состояние торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Белгородской области, становится очевидным, что за последние годы можно отметить положительную динамику большинства показателей, характеризующих эти сферы. Тенденции роста объемов оптового и розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг приобрели устойчивый характер.
Для потребительского рынка Белгородской области характерны стабильное развитие, высокая насыщенность и разнообразие ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, повышение покупательской способности, рост производства товаров. В свою очередь высоким показателям развития потребительского рынка Белгородской области способствовали как благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, так и устойчивый рост заработной платы. Положительная динамика развития потребительского рынка Белгородской области свидетельствует о движении региона к более современной модели развития рынка товаров и услуг.
Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство валового внутреннего продукта Белгородской области и составляет более 14 процента. Доля торговли в налоговых платежах, поступающих в консолидированный бюджет, составляет 11 процента.
Состояние отрасли торговли как активного посредника между сферой производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием экономики страны, в значительной мере обусловленным текущей мировой ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса национальной валюты и т.п.
Оборот розничной торговли Белгородской области по итогам 2020 года составил 366,3 млрд рублей, или 99,3 процента к уровню 2019 года.
В расчете на душу населения в 2019 году реализовано товаров на 236,5 тыс. рублей.
В 2020 году удельный вес продажи товаров по заказам, по почте, через телемагазины, компьютерные сети в Белгородской области составляет 9,1 процента.
Формирование оборота розничной торговли происходило в основном за счет оборота торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети вне рынка. Их доля в обороте в 2020 году составила 91,4 процента, в 2019 году - 90,5 процента. Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках в 2020 году составила 8,6 процента (в 2019 году - 9,5 процента). Доля рынков в обороте розничной торговли снизилась за последние 10 лет более чем в 2 раза.
Структура оборота розничной торговли в 2020 году незначительно изменилась относительно предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2020 году составил 41,6 процента, непродовольственных товаров - 58,4 процента (в 2019 году - соответственно 39 процентов и 61 процент).
В 2020 году розничная торговая сеть представлена 12200 предприятиями всех форматов торговли. В настоящее время общая площадь торговых объектов, расположенных на территории Белгородской области, составляет 1,39 млн кв. м. В 2020 году введено в эксплуатацию более 110 торговых объектов общей площадью порядка 40 тыс. кв. м.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754" принято постановление Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 года N 469-пп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Белгородской области". Данным постановлением утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Белгородской области сроком до 2020 года. Норматив минимальной обеспеченности населения области площадью стационарных торговых объектов составляет 584 кв. м на 1000 человек. В 2020 году обеспеченность населения Белгородской области площадью стационарных торговых объектов составила 896,3 кв. м на 1000 человек, что выше установленного норматива на 312,3 кв. м на 1000 человек.
На территории Белгородской области, как и на территории всей страны, имеется проблема непривлекательности отдаленных территорий и территорий с низкой плотностью населения, низким покупательским спросом для ведения торгового бизнеса.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Белгородской области в 765 сельских населенных пунктах, в которых проживает 46,9 тыс. жителей, отсутствует стационарная торговля.
В целях создания условий для обеспечения услугами торговли жителей отдаленных, малочисленных населенных пунктов, не имеющих стационарных торговых объектов, администрациями муниципальных образований Белгородской области проводится ряд мероприятий:
- проведение анализа охвата малочисленных, отдаленных населенных пунктов и численности населения услугами выездной торговли;
- согласование графиков выездной торговли с учетом интересов населения;
- организация встреч с населением по вопросу обеспечения населения товарами и услугами;
- организация работы телефона "горячая линия" для приема обращений от жителей малочисленных и отдаленных населенных пунктов в случае нарушений графиков доставки товаров первой необходимости.
В настоящее время в целях обеспечения услугами торговли жителей малочисленных и отдаленных населенных пунктов органами местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области организована выездная торговля, а именно 27 населенных пунктов обслуживаются юридическими лицами, 366 - индивидуальными предпринимателями, 110 - социальными работниками и 158 населенных пунктов обслуживаются автолавками потребительских обществ.
Вместе с тем в 176 отдаленных и малочисленных населенных пунктах отсутствует обеспечение товарами повседневного спроса посредством выездной торговли, однако расстояние от указанных населенных пунктов до близлежащего торгового предприятия не превышает 1 - 2 км.
Общественное питание играет важную роль в динамичном развитии экономики как страны в целом, так и Белгородской области. Специфические свойства товара и услуг общественного питания обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Общественное питание обеспечивает высокий уровень занятости населения Белгородской области и оказывает значительное влияние на стабильность экономики Белгородской области в целом.
Развитие отрасли общественного питания предполагает увеличение числа и разнообразия (по форматам, специализации, размеру) предприятий и объектов отрасли путем стимулирования предпринимательской активности и формирование стабильных условий ведения бизнеса.