Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2022 года N 39


О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 11.08.2020 N 721

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Ростовской области от 30.06.2023 N 482.
____________________________________________________________________



В целях приведения нормативного правового акта Правительства Ростовской области в соответствие с федеральным законодательством и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года Правительство Ростовской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 11.08.2020 N 721 "Об утверждении региональной программы Ростовской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума" изменения согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит
министерство труда
и социального развития
Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.01.2022 N 39



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.08.2020 N 721 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА"


В приложении:


1. В разделе 2:


1.1. Пункт 2.1 дополнить абзацами следующего содержания:


"Социально-экономическое развитие и уровень бедности имеют прямое и обратное взаимное влияние и воздействие.


С одной стороны, преодоление бедности выступает фактором роста экономики. Так, обеспечение достойной заработной платы обуславливает нормальные условия жизни работников и членов их семей и повышает экономическую ответственность работника за выполняемую работу, а также положительно влияет на производительность труда. В то время как низкий уровень заработной платы и в целом доходов граждан препятствует развитию сбыта на внутреннем рынке произведенной продукции и услуг по причинам недостаточности спроса и неплатежеспособности населения, а также влечет за собой усиление напряженности в обществе и социального неравенства.


С другой стороны, исторический опыт показывает, что единственным и самым эффективным способом сокращения масштабов бедности выступает рост экономики. Экономический рост не является самоцелью экономической политики, его обеспечение необходимо для повышения уровня и улучшения качества жизни граждан.


Измеримым результатом экономического роста фактически выступает уровень достигнутого благосостояния граждан и их дохода. Поскольку распределение дохода от экономического роста в обществе является неравномерным, его рациональное перераспределение будет обуславливать рост доходов бедных.


Таким образом, создание прочной основы для повышения уровня жизни населения - это обеспечение благоприятных организационных и правовых условий для экономического роста и развития, обеспечение роста заработной платы и пенсий, увеличение размеров и адресности пособий нуждающимся и социально уязвимым категориям граждан.


При этом улучшение материального положения граждан и снижение бедности, в первую очередь, должно реализоваться через создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе, то есть через повышение доходов граждан от трудовой деятельности, увеличение предпринимательской активности, обеспечение условий для самозанятости граждан и уже после через систему мер социальной поддержки населения.


Вместе с тем существенное влияние на комплексное повышение доходов граждан и снижение уровня бедности оказывают мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов в сфере демографии и поддержки занятости, производительности труда, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения.


Так, например, национальным проектом "Демография" на территории Ростовской области предусмотрена существенная финансовая поддержка семей при рождении детей. Объем финансового обеспечения составил: в 2020 году - 6802,9 млн рублей, в 2021 году - 7493,9 млн рублей, в 2022 году - 7546 млн рублей, в 2023 - 2024 годах ежегодно по 7594,2 млн рублей.


Региональным проектом "Содействие занятости" в рамках национального проекта "Демография" с целью увеличения доходов женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, от возобновления трудовой деятельности предусмотрено повышение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Финансовое обеспечение реализации регионального проекта: в 2020 году - 2314,1 млн рублей, в 2021 году - 4374,4 млн рублей, в 2022 году - 1251,6 млн рублей, в 2023 году - 70,4 млн рублей.


В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на территории области предусмотрено создание комплексной системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, инфраструктуру для их комфортной работы и развития, а также доступ к закупкам крупнейших заказчиков. Объем финансового обеспечения: в 2020 году - 279,6 млн рублей, в 2021 году - 662,7 млн рублей, в 2022 году - 601,4 млн рублей, в 2023 году - 645,1 млн рублей, в 2024 году - 386,8 млн рублей.".


1.2. В пункте 2.2:


1.2.1. Абзац первый изложить в редакции:


"2.2. По данным Ростовстата, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла: в 2017 году - 13,9 процента (588,1 тыс. человек), в 2018 году - 13,2 процента (558,1 тыс. человек), в 2019 году - 13,4 процента (562,8 тыс. человек).".


1.2.2. Дополнить абзацами следующего содержания:


"Величина коэффициента Джини варьируется от 0 до 1 и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы. Как правило, оптимальным уровнем данного показателя считается значение не выше 0,300 - 0,400. При наращивании индекса неравенство в обществе углубляется, что замедляет темпы экономического развития, а также формирует "ловушку бедности", то есть общество становится беднее с каждым поколением.


По итогам 2019 года фактическое распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения и коэффициент Джини в области остались без изменений.


В зависимости от срока получения в семье недостаточного, низкого уровня доходов бедность может быть разделена на хроническую (длительную) и ситуационную (временную), связанную с определенными событиями, которые "выталкивают" семьи за черту бедности, но которые впоследствии удается преодолеть. Доходы первых на протяжении двух - трех и более лет остаются на уровне ниже прожиточного минимума, положение вторых - изменчиво и длится, как правило, от нескольких месяцев до полутора лет.


В целях определения периода пребывания семьи в состоянии малообеспеченности (хронически или временно в силу чрезвычайных обстоятельств, особой трудной жизненной ситуации) на основе данных отраслевого регионального социального регистра населения был проведен анализ среди семей, получающих меры социальной поддержки в статусе "малоимущие". Согласно полученному результату, из общего числа малоимущих семей 73 процента являлись малообеспеченными получателями мер социальной поддержки не менее трех лет. В муниципальных образованиях области доля семей, находящихся длительно в состоянии малообеспеченности, варьировалась от 63,0 - 64,0 процента (в городах Батайск, Ростов-на-Дону и Аксайском районе) до 80,0 - 82,0 процента (в районах: Шолоховский, Пролетарский, Обливский, Заветинский и моногородах Гуково и Донецк).


Причины и факторы, приводящие семьи к бедности, в целом актуальны и для хронически и для ситуационно бедных. Вместе с тем среди причин попадания в категорию хронически бедных лидирует снижение трудового дохода, увеличение числа экономически неактивных лиц в семье, а также уровень образования. Лица, не имеющие высшего образования, чаще остальных оказываются среди такой категории малоимущих. Еще одним фактором является место жительства. Так, доля хронически бедного населения значительно выше в сельской местности и отдельных территориях с наиболее сложным социально-экономическим положением, что одновременно подтверждает взаимосвязь уровня экономического развития территории и бедности.


Необходимо отметить, что в зависимости от подхода к определению бедности численность малоимущих граждан может иметь значительную разницу. При этом малоимущие граждане, не обращающиеся за помощью, фактически оказываются вне поля зрения социальных служб, что носит явление скрытой бедности.


Так, по данным отраслевого регионального социального регистра населения, численность малоимущего населения в Ростовской области в 2019 году составляла 526,7 тыс. человек, при этом, по данным органов статистики, 562,8 тыс. человек, то есть численность граждан, не получавших меры социальной поддержки, составила 36,1 тыс. человек, или 6,4 процента от их общего числа.


Причинами, по которым малоимущие граждане не обращаются и, соответственно, не получают меры социальной поддержки, являются либо нежелание получать субъективно небольшие суммы помощи, либо невозможность подтверждения у взрослых членов семьи официального заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов, обоснованное объективными жизненными обстоятельствами, то есть так называемое правило нулевого дохода.


Вместе с тем уменьшить уровень бедности и эффективно перераспределить ресурсы в пользу нуждающихся возможно с помощью повышения адресности бюджетных мер в сфере социальной поддержки населения и расширения принципа нуждаемости.


Адресный подход предполагает определение целевой группы граждан, семей или домохозяйств на основе их материального положения. Материальное положение определяется, как правило, уровнем денежных доходов, при этом целесообразно учитывать также и имущество заявителей.


Так, например, при назначении малоимущим семьям меры социальной поддержки в виде выплаты на детей в возрасте с 3 до 7 лет введены критерии нуждаемости посредством учета не только доходной части семьи, но и владения семьей недвижимым имуществом и отдельными видами транспортных средств.".


1.3. Пункты 2.3, 2.4 изложить в редакции:


"2.3. Меры социальной поддержки населения

в Ростовской области



Современная социальная политика государства в последние годы направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства и призвана смягчить существующие демографические проблемы в стране, поэтому социальная защита семьи представляет собой многогранную деятельность и приобрела особую актуальность.


Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная.


В этой связи вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, являются приоритетными в Ростовской области и, несмотря на экономическую ситуацию, расходы на социальную поддержку семьи, женщин и детей из года в год увеличиваются.


В Ростовской области действует государственная программа Ростовской области "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 643 (далее - программа), позволяющая улучшить материальное положение семей с детьми.


В рамках указанной программы осуществляется реализация подпрограммы "Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей" и "Социальная поддержка населения".


Подпрограмма "Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей" включает предоставление 17 видов пособий и выплат, из которых: 8 - федеральные, 9 видов - это меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с региональным законодательством.


Количество семей, которые пользуются мерами, составляет порядка 200 тысяч.


В план мероприятий программы включены наиболее существенные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям с детьми за счет федерального и регионального бюджетов:


ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, размер которой в 2020 году составил 11099 рублей, в 2021 году - 11642 рубля. Выплата назначается семьям, среднедушевой доход которых не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ростовской области;


ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка или последующих детей, в 2020 году размер выплаты составил 8954 рубля, в 2021 году - 9286 рублей. Выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых ниже среднедушевого денежного дохода населения, сложившегося в Ростовской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой.


Ряд региональных мер социальной поддержки предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и соответствующим критериям оценки нуждаемости исходя из уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»