(с изменениями на 22 декабря 2023 года)
(в ред. Приказов Минприроды Республики Коми от 28.02.2023 N 253, от 22.12.2023 N 2116)
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Республики Коми "О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми", распоряжением Правительства Республики Коми от 21 марта 2018 г. N 137-р, приказываю:
1. Утвердить территориальную схему обращения с отходами в Республике Коми, согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 11.12.2020 N 2286.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.
И.о. министра
А.ЯКИМОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
(в ред. Приказов Минприроды Республики Коми от 28.02.2023 N 253, от 22.12.2023 N 2116)
Понятия, используемые в территориальной схеме обращения с отходами на территории Республики Коми (далее - территориальная схема), употребляются в значениях, которые определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления"), Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими сферу обращения с отходами производства и потребления.
ВМР - вторичные материальные ресурсы
ВЭР - вторичные энергетические ресурсы
ГО - городской округ
ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза
ИП - индивидуальный предприниматель (индивидуальные предприниматели)
КГО (КГМ) - крупногабаритные отходы (мусор)
МКД - многоквартирные дома
МСЛ - мусоросортировочная линия
МО - муниципальное образование
МПС - мусороперегрузочная станция
МСК - мусоросортировочный комплекс
НДС - налог на добавленную стоимость
НПА - нормативно-правовой акт
ОПП - отходы производства и потребления
ОРО - объект размещения отходов
Отчетность 2-ТП (отходы) - форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления"
ПВН - площадка временного накопления отходов
Район - муниципальный район
Региональный оператор - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
СЗЗ - санитарно-защитная зона
СМР - строительно-монтажные работы
ТКО - твердые коммунальные отходы
ФККО - федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного кадастра отходов"
ФЛ - физическое лицо (физические лица)
ЮЛ - юридическое лицо (юридические лица)
Первое плечо транспортирования (1-е плечо) - расстояние транспортирования отходов от муниципального образования до объекта по обращению с отходами
Второе плечо транспортирования (2-е плечо) - расстояние между двумя объектами по обращению с отходами
Символ "-" в таблицах и приложениях - данные отсутствуют/не предоставлены
Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7,3 <1> миллиарда тонн (среднегодовое значение за период 2018 - 2020 гг.) бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из которых 55 - 60 млн тонн составляют ТКО. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 000 санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров <2>.
________________
<1> Росстат/Официальная статистика/Окружающая среда/Отходы производства и потребления/Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации за период 2003 - 2020 гг.
В настоящее время на федеральном и региональных уровнях разработаны и утверждены новые и актуализируются действующие НПА, направленные на решение основных проблем в области обращения с отходами: отсутствие отлаженной системы учета предприятиями и контролирующими органами образования и размещения отходов; несовершенство системы сбора и удаления ТКО; отсутствие оборудованных по современным требованиям полигонов и других мест размещения отходов, включая технологические решения по экологически безопасному размещению, переработке и утилизации; значительная захламленность бытовым и производственным мусором, территорий населенных пунктов, лесных массивов, пойм рек и водоемов, зон вблизи промышленных предприятий и частного сектора; недостаточно активное внедрение передовых технологий по переработке отходов производства и потребления.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:
- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Республики Коми должна строиться на основе следующих принципов:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату услуг.
4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий потребует значительных инвестиций. В соответствии с принятой в Российской Федерации концепцией развития основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов.
Территориальная схема обращения с отходами Республики Коми (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Республики Коми в соответствии с нормативно-правовыми актами: