В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Признать утратившими силу:
постановления Правительства Алтайского края:
от 22.05.2017 N 180 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 22.08.2016 N 287";
от 13.03.2019 N 76 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 22.08.2016 N 287";
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утвержден
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 30 декабря 2021 г. N 503
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления, расположенных на территории Алтайского края, полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - "государственный надзор").
2. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного надзора, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 131-ФЗ"), Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - "Федеральный закон N 68-ФЗ"), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Предметом государственного надзора является контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления установленных Федеральным законом N 68-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - "Инспекция").
5. Должностными лицами Инспекции, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются:
а) руководитель Инспекции, заместитель руководителя Инспекции, курирующий осуществление государственного надзора;
б) начальник отдела регионального государственного надзора, консультант отдела регионального государственного надзора, главный специалист отдела регионального государственного надзора (далее - "должностные лица Инспекции").
Указанные должностные лица имеют служебные удостоверения единого образца, установленного нормативным правовым актом Инспекции.
6. В настоящем Порядке под объектом надзора понимается деятельность органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - "объекты надзора").
7. Должностные лица Инспекции в пределах своей компетенции обязаны:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органов местного самоуправления;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов органов местного самоуправления, неправомерного вреда (ущерба) муниципальному имуществу;
г) проводить надзорные мероприятия на законном основании только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре проверок, проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов;
д) не препятствовать присутствию при проведении надзорных мероприятий руководителя органа местного самоуправления и иных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями на представление интересов органа местного самоуправления;
е) представлять органу местного самоуправления, его представителям, присутствующим при проведении надзорных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения надзорного мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации;
ж) знакомить представителей органа местного самоуправления с результатами надзорных мероприятий;
з) соблюдать сроки проведения надзорных мероприятий, установленные законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
8. Должностные лица Инспекции в пределах своей компетенции имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными приказом Инспекции о проведении надзорных мероприятий, посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при исполнении органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися реализации полномочий органами местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну;
в) предлагать органам местного самоуправления представлять письменные объяснения по фактам нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленных при проведении надзорных мероприятий;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами органов местного самоуправления в части, относящейся к предмету и объекту надзорного мероприятия;
д) привлекать к проведению надзорных мероприятий экспертов, экспертные организации;
е) выдавать органам местного самоуправления предписания об устранении нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
9. Должностные лица Инспекции, осуществляющие государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Инспекция взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Алтайского края, общественными объединениями и организациями по вопросам реализации органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
11. Инспекция не вправе требовать от органов местного самоуправления осуществление полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не отнесенных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
12. Инспекция осуществляет государственный надзор за деятельностью органов местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.
Координацию деятельности Инспекции по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления осуществляет прокуратура Алтайского края.
13. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых надзорных мероприятий в форме документарных и (или) выездных проверок (далее - "проверки").
14. Плановые проверки в отношении органов местного самоуправления проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного с прокуратурой Алтайского края (далее - "ежегодный план").
Плановая проверка в отношении одного и того же органа местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
15. Формирование и согласование с прокуратурой Алтайского края ежегодного плана, порядок его размещения на официальном сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в соответствии со статьей 77 Федерального закона N 131-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора.
Допускается ведение журнала учета объектов надзора в электронном виде с ежегодной архивацией на бумажном носителе.
17. При осуществлении учета объектов надзора должностными лицами Инспекции формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора.