Железнодорожный транспорт останется доминирующим при перевозках сырья, нефтяных и навалочных грузов, продукции промышленного (в частности тяжелой промышленности) и сельскохозяйственного производства. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики.
В целях обеспечения решения государственных задач в области развития железнодорожного транспорта Правительством Российской Федерации 17 июня 2008 года была принята "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" и одобрен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 653 "Проект транспортной стратегии Республики Башкортостан на период до 2030 года". В составе указанного документа разработана подпрограмма "Развитие железнодорожного транспорта Республики Башкортостан".
Цель подпрограммы - повысить доступность услуг и качество перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи - построить и реконструировать транспортные узлы, логистические центры и железнодорожные линии для формирования устойчивых транспортных связей республики.
Для устранения таких недостатков, как неравномерность распределения железнодорожной сети, наличие лимитирующих участков железнодорожной сети, характеризующихся неудовлетворительным техническим состоянием и низкой пропускной способностью на территории Республики Башкортостан необходимо проведение следующих мероприятий по развитию железнодорожного транспорта:
развитие участка железнодорожной линии Чишма - Инза со строительством вторых главных путей, а также удлинение приемно-отправочных путей на станциях;
строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Казань - Екатеринбург с реконструкцией станции Уфа со строительством рокадной железнодорожной линии Чернушка - Уфа и станций Янаул ВМС, Верхние Татышлы, Старобалтачево, Мишкино, Богородское, Благовещенск;
строительство диспетчерских пунктов с пунктами обогрева и путевых постов: 1169 км, 1195 км.
Актуальность реализации проекта строительства новой железнодорожной ветки "Уфа - Благовещенск - Бирск - Агидель" обусловлена необходимостью создания устойчивого транспортного сообщения между нефтехимическим и промышленным комплексом юга республики с речными портами Агидель, Бирск, Уфа. Вместе с этим, данный железнодорожный путь соединит Куйбышевскую и Горьковскую железные дороги, создаст новый меридиальный транспортный коридор и придаст мощный импульс развития северо-западных районов Республики Башкортостан.
Так же ведутся работы по подготовке технико-экономического обоснования проекта "Строительство железной дороги "Сибай - Подольск - Сара" в Абзелиловском, Баймакском, Хайбуллинском районах Республики Башкортостан и Оренбургской области".