В настоящее время начался процесс формирования региональных логистических комплексов, особенно интенсивно он развивается в пограничных с Башкортостаном областях, в том числе в Республике Татарстан, в Свердловской области, а также в Самарской области.
Создание региональных логистических транспортно-распределительных систем осуществляется, на базе крупных транспортных узлов и мультимодальных транспортно-терминальных комплексов многоцелевого назначения.
Норма общетоварных складов в расчете на 1 тыс. жителей городских поселений составляет 294 кв. м, из них 77 кв. м - склады продовольственных товаров, 217 кв. м - склады непродовольственных товаров. Одним из условий развития рынка складских услуг является повышение доли качественных складских площадей в суммарном объеме. На основе прогноза численности населения по административным районам Республики Башкортостан выполнен прогноз потребности в качественных складских площадях для зон тяготения складских объектов на срок до 2020 года и 2030 года, представленный в таблице 42.
Прогноз площадях по зонам тяготения складских объектов
до 2030 года потребности в качественных складских
Таблица 42
N п/п | Зоны тяготения складских объектов | Потребность в качественных складских площадях, тыс. кв. м | |
2020 год | 2030 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | г. Уфа | 134,3 | 174,7 |
2 | г. Салават | 18,3 | 23,2 |
3 | г. Стерлитамак | 33,1 | 42,2 |
4 | г. Ишимбай | 7,7 | 9,6 |
5 | г. Кумертау | 8,0 | 10,8 |
6 | г. Мелеуз | 7,3 | 9,3 |
7 | г. Октябрьский | 13,2 | 16,7 |
8 | г. Туймазы | 7,9 | 9,9 |
9 | г. Агидель | 1,9 | 2,4 |
10 | г. Нефтекамск | 16,3 | 20,5 |
11 | г. Янаул | 3,1 | 3,9 |
12 | Благовещенский район | 6,1 | 7,8 |
13 | Иглинский район | 6,1 | 7,7 |
14 | Кармаскалинский район | 6,1 | 7,9 |
15 | Кушнаренковский район | 3,2 | 4,0 |
16 | Уфимский район | 8,8 | 11,4 |
17 | Чишминский район | 6,2 | 7,9 |
18 | Белорецкий район | 12,4 | 15,6 |
19 | Бирский район | 7,7 | 10,1 |
20 | Всего | 307,8 | 395,6 |
Таким образом, к 2030 году, в семи узловых точках Республики Башкортостан уровень качественных складских площадей в сумме должен достигнуть 400 тыс. кв. м.
Город Уфа в настоящее время недостаточно обеспечен качественными складскими площадями - из 300 тыс. кв. м складских помещений на качественные площади класса А и В приходится порядка 25% (75 тыс. кв. м). Из них к классу А относится только первая очередь Логопарка "Сигма" (35 тыс. кв. м). В перспективе до 2030 г. для удовлетворения возрастающей потребности необходимо строительство еще около 100 тыс. кв. м складских комплексов.
Среди предлагаемых к созданию накопительных, распределительных и многофункциональных терминальных комплексов вне пределов Уфы наибольшая потребность в качественных складских площадях отмечается в Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае - планируется строительство логистического комплекса площадью 75 тыс. кв. м для обеспечения потребностей производства и торговли. В пределах населенных пунктов Октябрьский, Туймазы, Нефтекамск, Янаул, Агидель потребуется строительство комплексов площадью около 30 тыс. кв. м, на территории Мелеуза - 20 тыс. кв. м, в пределах города Белорецка потребуется строительство качественных складских площадей в 15 тыс. кв. м, в городе Бирске - 10 тыс. кв. м.
Пересадочные пассажирские терминальные комплексы предлагается размещать в крупных транспортных узлах, таких как Уфа, Стерлитамак, Мелеуз, Нефтекамск, Белорецк, а также в местах пересечения нескольких видов транспорта: Октябрьский, Бирск, Сибай.
Таким образом, строительство объектов качественной складской инфраструктуры в пределах Республики Башкортостан окажет положительное влияние на экономику региона за счет таких аспектов как снижение времени и стоимости транспортировки грузов, рост использования мультимодальных технологий, развитие логистического аутсорсинга и повышение качества логистического сервиса, повышение привлекательности для размещения бизнеса производственных и торговых предприятий федерального уровня. Кроме того, строительство объектов качественной складской инфраструктуры позволит развивать мультимодальные перевозки с участием всех видов транспорта.
Размещение объектов логистики
Таблица 43
N п/п | Наименование объекта | Местоположение объекта | Вид мероприятия | Сроки реализации, годы |
1 | 3 | 2 | 4 | 5 |
Городские округа | ||||
1 | ГО г. Уфа | |||
1.1 | Логистический распределительный комплекс ООО "Евразия" | ГО г. Уфа | Новое строительство | 2019 - 2021 |
1.2 | Логистический комплекс ООО "Автоспеццентр" | ГО г. Уфа | Новое строительство | 2019 - 2021 |
1.3 | Логистический парк "Уфа Мегалоджикс" | ГО г. Уфа | Новое строительство | 2019 - 2021 |
1.4 | Логистический центр | ГО г. Уфа | Новое строительство | 2035 - 2040 |
2 | ГО г. Агидель | |||
Логистический центр | ГО г. Агидель | Новое строительство | 2025 - 2030 | |
3 | ГО г. Кумертау | |||
3.1 | Логистический центр | ГО г. Кумертау | Новое строительство | 2030 - 2035 |
4 | ГО г. Нефтекамск | |||
4.1 | Логистический центр | ГО г. Нефтекамск | Новое строительство | 2025 - 2030 |
5 | ГО г. Октябрьский | |||
5.1 | Логистический центр | ГО г. Октябрьский | Новое строительство | 2025 - 2030 |
6 | ГО г. Сибай | |||
6.1 | Логистический центр | ГО г. Сибай | Новое строительство | 2025 - 2030 |
Муниципальные районы | ||||
1 | МР Альшеевский район | |||
1.1 | Логистический центр | МР Альшеевский район | Новое строительство | 2025 - 2030 |
2 | МР Белебеевский район | |||
2.1 | Логистический центр | МР Белебеевский район | Новое строительство | 2030 - 2035 |
3 | МР Давлекановский район | |||
3.1 | Логистический центр | МР Давлекановский район г. Давлеканово | Новое строительство | 2025 - 2030 |
4 | МР Иглинский район | |||
4.1 | Логистический центр | МР Иглинский район | Новое строительство | 2025 - 2030 |
5 | МР Кушнаренковский район | |||
5.1 | Логистичекий центр | МР Кушнаренковский район Шариповский сельсовет | Новое строительство | 2035 - 2040 |
6 | МР Салаватский район | |||
6.1 | Логистический центр | МР Салаватский район с. Мурсалимкино | Новое строительство | 2030 - 2035 |
7 | МР Стерлитамакский район | |||
7.1 | Логистический центр | МР Стерлитамакский район | Новое строительство | 2025 - 2030 |
8 | МР Туймазинский район | |||
8.1 | Логистический центр | МР Туймазинский район Кандринский сельсовет | Новое строительство | 2025 - 2030 |
9 | МР Уфимский район | |||
9.1 | Логистический центр | МР Уфимский район | Новое строительство | 2020 - 2030 |
10 | МР Чишминский район | |||
10.1 | Логистический центр | МР Чишминский район р.п. Чишмы | Новое строительство | 2020 - 2025 |
11 | МР Янаульский район | |||
11.1 | Логистический центр | г. Янаул | Новое строительство | 2030 - 2040 |
Основные технико-экономические показатели
Таблица 44
N п/п | Наименование | Единица измерения | существующая | 2030 г. | 2040 г. |
1 | Транспортная инфраструктура | ||||
1.1 | Протяженность железнодорожной сети | км | 1457,0 | 1996,5 | 2120,5 |
1.2 | Протяженность автомобильных дорог - всего | км | 54833,8 | 57738,9 | 58443,9 |
в том числе | км | ||||
общего пользования | 47943,8 | 49501,7 | 50206,7 | ||
из них | 1419,9 | ||||
- федерального значения | 795,3 | 1364,88 | |||
- регионального и межмуниципального значения | 13598,7 | 15889,8 | 16539,8 | ||
необщего пользования | 6890 | нет данных | нет данных | ||
1.3 | Плотность | ||||
- железнодорожной | км/тыс. кв. км | 10,2 | 13,97 | 14,8 | |
- автомобильной | км/тыс. кв. км | 335,5 | 346,4 | 408,9 | |
1.4 | Протяженность судоходных речных путей с гарантированными глубинами | км | 929 | 929 | 929 |
1.5 | Протяженность трубопроводного транспорта | км | 9400 | 9500 нет отраслевых данных | 9500 нет отраслевых данных |
1.6 | Аэропорты | единиц | 1 | 5 | 5 |