Автомобильный транспорт относится к одному из главных источников загрязнения окружающей среды. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат вредные вещества и соединения, в том числе канцерогенные. Главный компонент выхлопа двигателей внутреннего сгорания окись углерода (угарный газ) опасен для человека, животных, вызывает отравление различной степени тяжести в зависимости от концентрации. Один автомобиль среднего класса ежегодно сжигает более 150 кг кислорода, а выбросы в атмосферу составляют почти 3 кг окиси серы и порядка 100 кг углеводорода и окиси азота. Выбросы в воздух дыма и газообразных загрязняющих веществ приводят к вредным проявлениям для здоровья, особенно к респираторным аллергическим заболеваниям. Нефтепродукты, продукты износа шин, тормозных накладок, хлориды загрязняют придорожные полосы. Автомобильный транспорт служит главным источником бытового шума. Приблизительно 30% населения России подвергается воздействию шума от автомобильного транспорта с уровнем выше 55 дБ. Это приводит к росту риска сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний. Воздействие шума влияет на познавательные способности людей, мотивацию, вызывает раздражительность. Исследования показывают тенденцию к снижению уровня активности у людей, в связи с тем, что все больше людей предпочитают передвигаться при помощи автотранспорта. Недостаточность двигательной активности приводит к таким проблемам со здоровьем как сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, диабет II типа, ожирение, некоторые типы рака, остеопороз и депрессия.
Авиационный транспорт в современных условиях существенно (примерно в 15 раз) уступает автомобильному транспорту по количеству выбрасываемых в воздух загрязняющих веществ, авиация ежедневно влияет на экологию верхней тропосферы и нижней стратосферы. В отличие от других видов транспорта авиация покрывает огромные расстояния, воздействуя на качество воздуха в локальном, региональном и глобальном отношении. При этом воздействие авиации на атмосферу можно разделить на акустическое и химическое. Авиационный шум - самый важный фактор негативного отношения к авиации населения на территориях, соседствующих с аэропортом. Авиационный шум отрицательно воздействует на здоровье людей (чаще всего это ухудшение слуха, стрессовые состояния, проблемы, связанные с концентрацией внимания). Химическое загрязнение воздуха в аэропортах представлено такими авиационными эмиссиями как оксиды углерода (СО, СО2), азота (NOx), серы (SOx), углеводорода (НС) и взвешенными частицами, образующимися в результате работы двигателей и сжигания авиационного топлива. Источники эмиссий, связанные с авиацией, способны распространяться и приводить к ухудшению качества воздуха в близлежащих населенных пунктах. Эти эмиссии представляют потенциальный риск общественному здоровью и окружающей среде, поскольку могут вызывать увеличение концентрации приземного озона, приводить к выпадению кислотных дождей.
Железнодорожный транспорт загрязняет воздушную, водную и земельную среды. При всех неблагоприятных воздействиях железнодорожного транспорта на природу все же следует отметить, что этот вид транспорта является экологически более чистым, чем автомобильный. Это объясняется, прежде всего, меньшим количеством вредных выбросов на единицу выполненной работы. Из стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, связанных с железнодорожным транспортом, наибольший вред природе приносят котельные: при сжигании твердого топлива выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа, при сгорании мазутов - оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия. Моторы объектов путевой техники и тепловозов при сжигании топлива в составе выхлопных газов выделяют оксиды серы, углерода, азота, альдегиды. После использования в технологических процессах на объектах железнодорожного хозяйства вода загрязняется вредными примесями. Сточные воды железнодорожного хозяйства по многим параметрам токсичны для окружающей среды, они загрязняют ее взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальными загрязнениями, кислотами, щелочами, поверхностно-активными веществами. Железнодорожные станции с локомотивными и вагонными депо являются источником образования и аккумуляции твердых отходов, что приводит к захламлению больших территорий в придорожной полосе отвода или за ее пределами. В перечне загрязнителей преобладают нефть и нефтепродукты, остатки топлива, смазочные материалы. Движение поездов вблизи объектов жилищной инфраструктуры негативно сказывается на акустическом климате населенных пунктов и жилых помещений.
Высокой степени загрязнения рек водным транспортом пока не отмечается. Водный транспорт является самым экономичным. В настоящее время объекты водного транспорта передвигаются на основе энергии двигателей внутреннего сгорания, с чем связано в основном их воздействие на окружающую среду. Двигатели судов выбрасывают отработавшие газы первоначально в атмосферу, а уже оттуда токсичные вещества вновь попадают в воды гидросферы. Большинство судов современного флота оборудовано дизельными двигателями. Водный транспорт является мощным источником не только химического загрязнения, но и физического воздействия на среду. В том числе суда являются источником шума, различных вибраций, находящаяся на них аппаратура формирует электромагнитные поля.
Состояние экологической обстановки на территории муниципального образования город Краснодар типично для любого города, относящегося к крупным административным центрам. Вместе с этим экологическую обстановку в муниципальном образовании город Краснодар нельзя назвать идеальной. Помимо автомобильных выхлопов значительную нагрузку на атмосферные слои создают промышленные газы, пыль и бытовые выбросы. Все эти элементы могут вступать в сложные фотохимические реакции, с образованием новых, более токсичных веществ. Неблагоприятные метеорологические условия позволяют им скапливаться в приземных воздушных слоях. Как результат в городской атмосфере фиксируется увеличение конвективной облачности, растет количество туманных дней. Ежегодное увеличение автотранспорта на городских улицах негативным образом влияет на экологическую ситуацию в зоне жилой застройки, расположенной вблизи улиц с наиболее интенсивным движением. Ключевой проблемой большинства районов муниципального образования город Краснодар является транспортная ситуация, когда в пиковые периоды суток город стоит в многокилометровых пробках. В летний период для городской экологии немаловажную роль играет транзитный транспорт, направляющийся на морское побережье. В этот период объем транспортного потока возрастает до двух миллионов автомашин.
С 2009 года муниципальное образование город Краснодар включено в единую территориальную систему экологического мониторинга Краснодарского края. Мониторинг качества атмосферного воздуха муниципального образования город Краснодар осуществляет муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр озеленения и экологии" на базе четырех стационарных постов контроля загрязнения атмосферного воздуха (далее - ПКЗ) и передвижной экологической лаборатории для измерения уровня загрязнения атмосферного воздуха. Оценке экологической ситуации в городе способствует систематическое проведение экологического мониторинга окружающей среды, который заключается в:
гидрохимических исследованиях подземных и поверхностных вод;
санитарно-эпидемиологических исследованиях;
агрохимических и других исследованиях;
разработке практических мероприятий, способствующих улучшению экологической обстановки;
организации информационно-аналитического центра по экологическому мониторингу.
Что касается оценки экологической обстановки на территории муниципального образования город Краснодар городскими жителями и экспертным сообществом, то осенью 2017 года, например, город Краснодар принял участие в экологическом рейтинге городов России, который был составлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Общественным народным фронтом на основании исследования экологической ситуации в городах по следующим критериям: воздушная среда, транспорт, энергопотребление, водопользование, уборка отходов, растительный и животный мир.
Результаты экологического контроля были представлены не только со стороны государства, но и со стороны научной среды и общественности. В результате город Краснодар занял 30-е место из 69-ти городов.
В конце 2018 года международной неправительственной некоммерческой организацией "Совет Гринпис" проведен опрос жителей крупных городов России с целью определения уровня экологической безопасности. В результате проведенного опроса: