Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года



Транспортно-логистический комплекс


Иркутская область обладает уникальными транспортными возможностями, находясь на пересечении транспортных магистралей, связывающих восток и запад страны, север и юг. В соответствии с ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2020 года приоритет в развитии транспортно-логистического комплекса должен отдаваться крупным окупаемым проектам, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий.


Развитие транспортной инфраструктуры Иркутской области в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог планируется осуществлять по двум основным направлениям: обеспечение круглогодичной автодорожной связью населенных пунктов с дорожной сетью региона и с административным центром Иркутской области и обеспечение реализации инвестиционных проектов по освоению природных ресурсов.


Основу автодорожной сети Иркутской области составляют федеральные дороги: Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск (далее - Р-255 "Сибирь") от границы Красноярского края до г. Иркутска, Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита (далее - Р-258 "Байкал") от г. Иркутска до границы с Республикой Бурятия. Дорога А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск (далее - А-331 "Вилюй") от г. Тулуна соединяет Республику Саха (Якутия) с основными транспортными магистралями России.


Региональные дороги обеспечивают устойчивую взаимосвязь крупных населенных пунктов, центров муниципальных районов, в увязке с федеральными дорогами формируют и перераспределяют транспортные потоки между основными районами тяготения.


К сожалению, на сегодня единая дорожная сеть не сформирована. В настоящее время отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с сетью автомобильных дорог общего пользования и с административным центром Иркутской области.


В 2015 году 279 сельских населенных пунктов не имели связи с транспортной сетью региона по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием. По состоянию на 1 января 2020 года 262 сельских населенных пункта не имеют связи с транспортной сетью региона по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием, из них 53 населенных пункта с численностью населения свыше 100 чел. До 2036 года круглогодичная автодорожная связь указанных 53 населенных пунктов с дорожной сетью региона будет обеспечена.


Планы по реализации крупных инвестиционных проектов предъявляют повышенные требования к транспортной инфраструктуре. Недостаточный уровень развития автомобильных дорог снижает инвестиционную привлекательность территории Иркутской области.


В зоне Байкало-Амурской магистрали, которая характеризуется большими запасами и низким уровнем освоения природных ресурсов, и к северу от нее будет сформировано два региональных транспортных коридора: Западный, обеспечивающий более короткий наземный путь с Красноярского края и всей европейской части России на север области и территорию Республики Саха (Якутия), и Восточный, обеспечивающий выход Республики Бурятия и других Дальневосточных регионов к северным территориям.


Западный региональный транспортный коридор формируется участком федеральной дороги Р-255 "Сибирь" на границе с Красноярским краем, далее через г. Тайшет, п. Чунский, г. Братск и федеральную дорогу А-331 "Вилюй" к северным территориям. Для обеспечения круглогодичного проезда в указанном направлении в 2017 году завершено строительство автомобильной дороги Тайшет - Чуна - Братск.


Для развития территорий северной части Иркутской области необходимо продолжение строительства федеральной автодороги А-331 "Вилюй", которая выведет страну к запасам углеводородного сырья не только на севере Иркутской области, но и на юго-западе Якутии.


Восточный региональный транспортный коридор формируется участком федеральной трассы Р-258 "Байкал" от границы с Республикой Бурятия через Иркутск и населенные пункты Усть-Ордынский, Качуг, Жигалово, Казачинское с выходом на притрассовую дорогу БАМа.


Для обеспечения безопасного проезда по указанному маршруту, а также для реализации на территории Иркутской области инвестиционных проектов, связанных с вводом в промышленную эксплуатацию Ковыктинского газоконденсатного месторождения и магистрального газопровода "Сила Сибири", необходима реконструкция автомобильных дорог Иркутск - Усть-Ордынский - Жигалово на участке Качуг - Жигалово и Жигалово - Казачинское со строительством мостового перехода через р. Лена у с. Тутура.


Далее через автодороги Усть-Кут - Уоян и Таксимо - Бодайбо со строительством мостового перехода через р. Витим будет обеспечена автодорожная связь с Бодайбинским и Мамско-Чуйским районами. Указанные мероприятия также необходимы для успешного освоения крупнейшего месторождения золота "Сухой Лог" на территории Бодайбинского района. Частично маршрут движения транспортных средств осуществляется по участкам указанных автодорог, проходящих по территории Республики Бурятия. В 2016 - 2018 годах выполнены работы по реконструкции автомобильной дороги Таксимо - Бодайбо на участке км 175 - км 190 в Бодайбинском районе (15 км), в результате чего дорога на территории Иркутской области соответствует параметрам IV категории.


Западный и Восточный транспортные коридоры соединены участком дороги Усть-Кут - Магистральный. Город Усть-Кут, находящийся на пересечении автомобильных, железнодорожных и водных магистралей, станет крупным логистическим центром.