Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (с изменениями на 7 ноября 2024 года)



3.1. Экологическая политика


Экологическая политика Иркутской области - это совокупность принципов развития территории, согласованных с экологическими, экономическими и социальными процессами, направленными на обеспечение экологической безопасности региона.


Иркутская область обладает богатейшими ресурсами (минеральными, водными, гидроэнергетическими, лесными, охотничье-промысловыми). Жемчужиной экологической системы региона является озеро Байкал - крупнейшее и чистейшее на планете.


На территории Иркутской области расположено 5 особо охраняемых природных территорий федерального значения ("Прибайкальский национальный парк", Государственный природный заповедник "Витимский", Государственный природный заповедник "Байкало-Ленский", Государственный природный заказник "Красный Яр", Государственный природный заказник "Тофаларский"). Площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения составляет 1 844,9 тыс. га или 2,3% от площади Иркутской области.


Особо охраняемые природные территории регионального значения (далее - ООПТ регионального значения) на территории Иркутской области представлены 13 государственными природными заказниками и 55 памятниками природы регионального значения. Общая площадь ООПТ регионального значения составляет 789,5 тыс. га или 1,03% от площади Иркутской области.


Приоритетными для образования ООПТ регионального значения в Иркутской области на период до 2036 года являются государственные природные заказники "Верхнеудинский" в долине р. Уда в Тофаларии и "Катырминский" в Братском районе и Чунском муниципальном округе, памятники природы "Озеро Кривое, озеро Большое" в Тулунском районе, "Пещера Чекановского" в Ольхонском районе и "Ботовская пещера" в Жигаловском районе.


(в ред. Закона Иркутской области от 07.11.2024 N 99-ОЗ)


При этом Иркутская область остается одним из регионов России с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. 7 городов Иркутской области, в которых уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается как "высокий" и "очень высокий", входят в границы Байкальской природной территории.


(в ред. Закона Иркутской области от 07.11.2024 N 99-ОЗ)


Приоритетами экологической политики для региона являются сокращение объемов сбрасываемых в водные источники неочищенных сточных вод, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, эффективное обращение с отходами производства и потребления, формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок, обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов, сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира Иркутской области (с особым акцентом на сохранение животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области), в том числе посредством создания новых ООПТ регионального значения.


В наибольшей степени решению экологических проблем региона будет способствовать участие в национальном проекте "Экология" и во входящих в его состав федеральных проектах - "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Чистая страна", "Чистый воздух", "Сохранение озера Байкал", а также в федеральном проекте "Генеральная уборка".


Отдельной масштабной проблемой, в высшей степени актуальной для Иркутской области, является правовое регулирование в области охраны озера Байкал.


Экологическое зонирование Байкальской природной территории должно соответствовать не только экологическим потребностям Байкала, но и нуждам людей, которые проживают на Байкальской природной территории.


Требуется решить ключевую задачу - найти баланс между интересами людей, проживающих в субъектах Российской Федерации, располагающихся на берегах Байкала, и требованиями природоохранного законодательства.


Правовое регулирование в области охраны озера Байкал обеспечивается посредством Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.