В образовательной экосистеме региона дополнительное образование детей рассматривается как система, имеющая особо важное значение в развитии всесторонне развитой личности, а также в обеспечении условий для самовыражения, саморазвития, самореализации и постоянного личностного роста обучающихся, поддержке талантливой молодежи.
Дополнительное образование детей обладает рядом возможностей, ценность которых неоспорима в полноценной подготовке личности к жизни в условиях новых глобальных вызовов, которые изменяют социально-экономический уклад жизни региона и страны. Ключевыми из них являются:
уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества;
социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;
подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства;
важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;
образование, выполняющее функции социального лифта для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляющее альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен;
активирующий фактор для развития системы образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.
Таким образом, актуальность развития дополнительного образования детей, его роль как интегрирующего фактора всей системы образования не вызывает сомнения.
На территории Иркутской области услуги по обучению по дополнительным общеразвивающим программам предоставляются в муниципальных и государственных образовательных организациях дополнительного образования детей, на базе общеобразовательных школ и в негосударственных образовательных организациях дополнительного образования детей.
Сеть образовательных организаций дополнительного образования детей в Иркутской области представлена 102 организациями дополнительного образования, подведомственными системе образования региона.
С 2018 года в Иркутске работают "Кванториум Байкал" и детский технопарк "Кванториум-РЖД". В сентябре 2021 года было открыто здание детского технопарка "Кванториум Сибирь" в г. Усолье-Сибирское. Кроме того, в сельских территориях занятия со школьниками проводят педагоги мобильного "Кванториума Спутник".
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" в Иркутской области открыт региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области "Образовательный центр "Персей" (далее - Центр "Персей"), который реализует интенсивные профильные образовательные программы по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство".