Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года



Дополнительное образование детей


В образовательной экосистеме региона дополнительное образование детей рассматривается как система, имеющая особо важное значение в развитии всесторонне развитой личности, а также в обеспечении условий для самовыражения, саморазвития, самореализации и постоянного личностного роста обучающихся, поддержке талантливой молодежи.


Дополнительное образование детей обладает рядом возможностей, ценность которых неоспорима в полноценной подготовке личности к жизни в условиях новых глобальных вызовов, которые изменяют социально-экономический уклад жизни региона и страны. Ключевыми из них являются:


уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества;


социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;


подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства;


важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;


образование, выполняющее функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;


инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен;


активирующий фактор для развития системы образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.


Таким образом, актуальность развития дополнительного образования детей, его роль как интегрирующего фактора всей системы образования, и прежде всего общего, не вызывает сомнения.


На территории Иркутской области услуги по обучению по дополнительным общеразвивающим программам предоставляются в муниципальных и государственных образовательных организациях дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ и в негосударственных образовательных организациях дополнительного образования детей.


Сеть образовательных организаций дополнительного образования детей в Иркутской области представлена 101 организацией: тремя государственными организациями дополнительного образования детей (ГАО ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей", ГБО ДО ИО "Центр дополнительного образования детей", ГБУ ДО ИО "Центр развития детского и юношеского творчества "Узорочье") и 98 муниципальными организациями дополнительного образования детей (дворцы, центры, дома детского творчества, детско-юношеские спортивные школы, станции юных натуралистов), из которых 78 организаций расположены в городских поселениях и 23 организации - в сельской местности.


С 2018 года в Иркутске работают "Кванториум Байкал" и детский технопарк "Кванториум-РЖД". В сентябре 2021 года было открыто здание детского технопарка "Кванториум Сибирь" в г. Усолье-Сибирское. Кроме того, в сельских территориях занятия со школьниками проводят педагоги мобильного "Кванториума Спутник".


В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" в Иркутской области открыт региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в Иркутской области "Образовательный центр "Персей" (далее - Центр "Персей"), который реализует интенсивные профильные образовательные программы по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство".