Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (с изменениями на 7 ноября 2024 года)



Возможности и угрозы

Фактор

Возможности

Угрозы

Географическое положение и природно-климатические условия

1. Иркутская область может служить опорным центром для развития взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

2. Развитие технологий "зимнего города" для развития потенциала низкотемпературного сезона, в том числе в рамках организации зимнего турпотока из стран Юго-Восточной Азии.

1. Сохранение необходимости обязательного проведения экологической экспертизы на любой объект в 200-км зоне от озера Байкал.

2. Развитие транспортной инфраструктуры, связывающей европейскую часть континента со странами АТР, в обход Иркутской области, через соседние регионы и Республику Монголия.

Образование

1. Развитие инновационных технологий и внедрение их в образовательный процесс (компьютеризация методик, развитие дистанционных форм обучения).

2. Повышение роли профессионального образования в решении задач кадрового обеспечения системы образования.

3. Производственная специализация экономики Иркутской области, развитая транспортная инфраструктура и возрастающая доля сферы услуг обеспечивают востребованность выпускников системы СПО на рынке труда.

4. Развитие экспорта образовательных услуг и развитие образовательной инфраструктуры для иностранных студентов.

5. Проведение на Байкале образовательных и научно-исследовательских мероприятий интенсивного формата.

1. Социальные проблемы общества (детская преступность, алкоголизм и наркомания, детский суицид, жестокое обращение с детьми и др.).

2. Понижение спроса на образовательные услуги вследствие демографического спада.

3. Повышение доли детей мигрантов, не владеющих русским языком.

4. Снижение квалификации профессорско-преподавательского состава из-за оттока из региона наиболее образованной части выпускников образовательных учреждений.

Здравоохранение

1. Формирование медицинских кластеров на основе механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность здравоохранения.

2. Развитие биотехнологий для использования в рамках превентивной медицины.

3. Внедрение телемедицинских технологий в процессе оказания медицинской помощи.

1. Наличие условий для продолжения оттока кадров из отрасли вследствие низкой социальной защищенности и отсутствия развитой социальной инфраструктуры в сельской местности и в малых городах.

2. Недостаточная транспортная обеспеченность сельских и отдаленных населенных пунктов, снижение реальных денежных доходов населения ограничивают доступность медицинской помощи.

3. Тяжелое социально-экономическое положение, увеличение интенсивности труда, снижение уровня жизни населения влечет рост заболеваемости.

4. Повышение цен на медикаменты и расходные материалы.

Физическая культура и спорт

1. Развитие базовых приоритетных для Иркутской области видов спорта, в т.ч. спортивного резерва с привлечением федерального софинансирования.

2. Интеграция с АТР - позиционирование Иркутской области как места подготовки сборных команд Российской Федерации к таким соревнованиям и формирование соответствующей спортивной инфраструктуры.

1. Возрастающие требования к состоянию спортивных сооружений для обеспечения высокого качества учебно-тренировочного процесса.

2. Большое количество дотационных территорий и, как следствие, недостаточный уровень финансирования физической культуры и спорта.

3. Старение тренерских кадров, недостаточное количество молодых специалистов и, как следствие, отсутствие преемственности и утеря традиций.

4. Рост конкуренции в спорте высших достижений со стороны регионов-соседей и ведущих регионов страны.

5. Сокращение количества спортсменов Иркутской области - участников межрегиональных, всероссийских и международных соревнований в связи с большой удаленностью региона от федерального центра и ростом транспортных расходов.

Культура

1. Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов области. Байкал как "зона притяжения" для российских и международных деятелей культуры и искусства.

2. Устойчивый интерес к российской культуре со стороны стран АТР и, как следствие, возможности для открытия российской культуры для жителей стран АТР через использование ресурсов сферы культуры Иркутской области.

3. Наличие "свободных ниш" в культурном пространстве Сибири для реализации крупных межрегиональных и международных проектов в сфере театрального, музыкального искусства, кинематографии.

1. Снижение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, искусства и образования, в сфере культуры в связи с ростом износа основных фондов учреждений культурно-досугового типа, библиотек, театральных и концертных организаций, слабой материальной базой детских школ искусств.

2. Снижение уровня посещаемости государственных и муниципальных учреждений культуры в силу негативных демографических и социально-экономических процессов.

3. Опережающие темпы развития сферы культуры в регионах Сибири, способствующие оттоку кадров из области и превращению региона в культурную провинцию Сибири.

Реализация государственной национальной политики

1. Высокая доля удовлетворенных реализацией этнокультурных прав, превышающая число неудовлетворенных в 4,4 раза (66% и 15% соответственно) позволяет формировать комплексы мер этнокультурного развития региона, направленные на создание условий для социально-культурного развития региона, формирование культуры межнационального общения, социокультурной адаптации мигрантов.

2. Органы государственной власти Иркутской области принимают меры, направленные на создание условий для экономического и социального развития округа, повышение уровня жизни населения Усть-Ордынского Бурятского округа.

3. Повышение уровня и качества жизни КМН, усиление их социальной роли позволит обеспечить гарантии прав КМН, включая поддержку их социально-экономического и культурного развития путем реализации комплекса программных мер поддержки коренных малочисленных народов.

4. Комплексный подход в деятельности органов государственной власти Иркутской области позволяет эффективно реализовывать мероприятия по сохранению и поддержанию высокого уровня толерантного отношения к представителям различных национальностей в многонациональной и многоконфессиональной Иркутской области.

1. Угроза полной ассимиляции коренных малочисленных народов, потеря этнической самобытности по причине лишения в течение нескольких десятилетий возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности.

2. Угроза возникновения конфликтных ситуаций на почве роста националистических проявлений бурятского этноса по созданию территориальной национальной автономии.

3. Угроза вероятности возникновения в регионе конфликтов между коренными жителями и трудовыми мигрантами разной национальности.

4. Угроза формирования негативных тенденций в социально-культурной сфере за счет роста националистических настроений в обществе.

Молодежная политика

1. Развитие индустрии отдыха и оздоровления для молодежи в Иркутской области за счет наличия уникального природного объекта озера Байкал.

2. Привлечение средств федерального бюджета на софинансирование основных направлений молодежной политики.

3. Развитие научно-технического и инновационного творчества молодежи на базе научных центров Иркутской области.

4. Использование сети "Интернет" для реализации молодежной политики.

5. Создание механизма сопровождения талантливой молодежи.

6. Создание региональной системы профессиональной ориентации молодежи на основе межведомственного взаимодействия.

7. Открытие центров патриотического воспитания во всех муниципальных образованиях Иркутской области.

1. Нивелирование моральных ценностей у молодежи в связи с присутствием в информационном пространстве (СМИ, Интернет, реклама) негативной информации.

2. Нарастание у молодых людей эмоционально-психологической тревожности, стресса, агрессивного неадекватного поведения, низкой самооценки, неготовности, неумения преодолеть проблемы в различных жизненных ситуациях.

3. Распространение наркотических веществ посредством сети "Интернет".

4. Внутренний и внешний миграционный отток молодежи.

5. Повышение уровня безработицы среди молодежи.

6. Проявление экстремизма в молодежной среде.

7. Снижение уровня патриотизма у молодежи.

Уровень жизни населения

Обеспечение максимальной доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания. Усиление адресности подхода к предоставлению мер социальной поддержки.

1. Постоянный рост числа граждан, нуждающихся в поддержке со стороны государства.

2. Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания населения.

Жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура

Запуск новых эффективных механизмов приведения жилищного фонда в технически исправное состояние (запуск региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, системы лицензирования деятельности управляющих организаций, реализация других мер по оздоровлению отрасли).

1. Высокая задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги.

2. Низкая привлекательность отрасли для инвесторов по причине высоких рисков вложения средств в сферу ЖКХ.

Энергетический потенциал

1. Реализация крупных инфраструктурных проектов на востоке России.

2. Избыточность в электрической энергии (мощности) в среднесрочной перспективе.

3. Поэтапная ликвидация множества неэффективных распределительных электросетевых организаций и создание мощной единой распределительной компании.

4. Масштабная газификация социальной и бытовой сферы.

5. Переход на идеологию "Умная энергетика" (включая "Умные сети", "Умный дом" и т.д.).

6. Применение возобновляемых источников энергии в районах без централизованного энергоснабжения.

1. Низкий уровень развития энергетической инфраструктуры в отдаленных районах области, препятствующий реализации крупных инвестиционных проектов.

2. Снижение объемов потребления энергии в промышленной сфере.

3. Изменение тарифной политики в стране и Сибирском регионе, направленной на выравнивание тарифов субъектов Федерации, исходя из концепции "единое экономическое пространство".

4. Дальнейшее снижение водности о. Байкал и р. Ангары.

5. Отсутствие в среднесрочной и долгосрочной перспективах поставок природного газа с месторождений в районы области.

Тепловое хозяйство

1. Увеличение доли природного газа в топливном балансе источников тепловой энергии, перевод теплоисточников, использующих уголь и нефтепродукты, а также дизельные электростанции (ДЭС) на природный газ.

2. Реализация крупных инвестиционных проектов позволит дать развитие распределенной энергетики на основе когенерации.

1. Перспективный рост тепловых нагрузок в крупных городах области может вызвать дефицит тепловой мощности.

2. Недостаток финансирования модернизации источников тепловой энергии и тепловых сетей может повлечь за собой снижение надежности и качества теплоснабжения потребителей.

3. Использование в качестве топлива углей низкого качества усугубляет экологическую напряженность, а недостаточное лоббирование интересов региона по вопросу газификации может лишить регион "чистой" энергетики.

Строительный комплекс

1. Реализация и поддержка местных проектов в сфере производства строительных материалов.

2. Повышение инвестиционной привлекательности и освоения территорий в рамках развития Иркутской агломерации.

3. Создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационной отрасли.

4. Реализация крупнейших инвестиционных проектов, включающих значительный объем промышленного строительства.

5. Рост строительства объектов социально-культурного назначения.

6. Высокие резервы территорий для развития промышленного и гражданского строительства.

7. Использование цифровых технологий проектирования и строительства (BIM-технологии).

1. Ужесточение требований федерального законодательства к застройщикам, привлекающим средства граждан.

2. Низкое освоение северных территорий.

3. Приобретение гражданами больше жилья на вторичном рынке, чем на первичном.

Транспортная инфраструктура

1. Развитие дорожной, аэропортовой и трубопроводной инфраструктуры в целях освоения и эксплуатации крупнейших месторождений.

2. Строительство нового аэропорта в г. Иркутск в целях обслуживания растущего пассажиропотока.

3. Модернизация и расширение пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей.

4. Развитие водного транспорта на крупнейших судоходных реках.

5. Использование цифровых технологий в развитии дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения.

1. Высокий уровень износа основных фондов и устаревшая материально-техническая база.

2. Необходимость финансового оздоровления речного транспорта.

Коммуникационная инфраструктура

Интенсивными темпами развивается рынок услуг сотовой связи. В зоне действия сетей сотовой связи находятся города и районные центры, обеспечивается покрытие радиосигналом основных автомобильных магистралей и туристических зон Иркутской области.

1. Сложности при внедрении услуг связи из-за географической обособленности сельских населенных пунктов.

2. Неплатежеспособность сельского населения.

3. Уменьшение количества стационарных почтовых отделений связи, сокращение радиотрансляционных узлов проводного вещания.

Экология

1. Возможность решения вопросов охраны окружающей среды в границах Байкальской природной территории на федеральном уровне.

2. Возможность выполнения отдельных мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха в г. Братске, за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Чистый воздух".

1. Высокий уровень влияния метеорологических условий и климатических факторов, приводящих к замедлению обменно-трансформационных процессов самоочищения в окружающей среде, уязвимости природной среды территории Иркутской области к антропогенному воздействию.

2. Потенциальная опасность ртутного загрязнения.

3. Очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в гг. Братск, Зима, Иркутск, Усолье-Сибирское, Шелехов, Черемхово, Свирск, высокий уровень загрязнения - в г. Ангарск.

Природные ресурсы

1. Промышленная разработка перспективных месторождений и повышение степени вовлеченности природных ресурсов в хозяйственный оборот.

2. Крупные инвестиции ресурсодобывающих компаний в освоение и разработку экономически наиболее эффективных месторождений и сопутствующей инфраструктуры.

1. Ухудшение горно-геологических условий добычи сырья уже разрабатываемых месторождений области.

2. Истощение разведанных запасов природных ресурсов на территории региона.

Безопасность и криминогенная обстановка

Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".

1. Рост рецидивной и организованной преступности.

2. Рост социально негативных тенденций среди молодежи.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

1. Совершенствование и развитие территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Создание новых пожарных подразделений для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вне нормативного времени прибытия, особенно в сельских и труднодоступных районах Иркутской области.

3. Создание условий для развития добровольчества (волонтерства) по вопросам безопасности жизнедеятельности.

1. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

2. Наличие на территории Иркутской области потенциально опасных объектов и высокий уровень износа их основных фондов.

Общий уровень экономического развития и структура экономики

1. Прогнозируемый рост потребления в азиатских странах продукции (сырья), производимого на территории Иркутской области.

2. Восстановление мировой ценовой конъюнктуры на основную экспортируемую из Иркутской области продукцию.

3. Развитие Иркутской агломерации как центра концентрации высокопроизводительных рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики.

4. Создание корпоративных и отраслевых R&D-центров (центров НИОКР) для обеспечения диверсификации производств и повышения степени переделов первичного сырья.

5. Расширение возвратной миграции и привлечение высококвалифицированных специалистов для удаленной работы за счет привлекательности озера Байкал.

1. Длительные сроки окупаемости инвестиций по ресурсным проектам, недостаток бюджетных ресурсов для проведения активной инвестиционной политики, недостаточный уровень развития производственной инфраструктуры.

2. Угроза экономической рецессии в странах - основных потенциальных иностранных инвесторах в экономику Иркутской области.

3. Стагнация в российской экономике.

Развитие малого и среднего предпринимательства

1. Реализация программ развития МСП в рамках взаимодействия с государственными институтами развития МСП - АО "Федеральная корпорация по развитию МСП", АО "МСП Банк", ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".

2. Реализация кластерных проектов, включая:

- создание условий для развития технологической цепочки МСП, ориентированных на дальнейший передел газохимической продукции с целью получения итогового товара с высокой добавленной стоимостью;

- привлечение новых инновационных компаний МСП в сферу медицинских и фармацевтических технологий;

- содействие интеграции МСП в производство машиностроительной продукции.

3. Развитие центра кластерного развития, регионального центра инжиниринга, центра сертификации, стандартизации и испытаний.

4. Развитие национальной гарантийной системы поддержки МСП.

1. Сильное негативное воздействие кризисных явлений на сектор МСП.

2. Рост процентных ставок и кризис ликвидности.

3. Недостаточное внимание к специфике деятельности МСП при разработке и реализации регуляторных решений.

4. Отсутствие налаженных кооперационных связей при взаимодействии крупного бизнеса и МСП.

5. Высокий уровень конкуренции со стороны крупного бизнеса в масштабах региона.

Туризм

1. Значительный туристско-рекреационный потенциал Иркутской области, в том числе на территориях, не прилегающих к озеру Байкал (развитие активного, приключенческого, лечебно-оздоровительного и культурно-исторического туризма).

2. Реализация на территории области крупных экономических проектов (увеличение объемов делового туризма).

3. Привлечение государственных и частных инвестиций в реализацию проектов развития туристской инфраструктуры.

4. Реализация крупных туристских проектов с привлечением финансирования из федерального бюджета (создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала", формирование туристско-рекреационного кластера и др.).

5. Вовлечение в туристскую сферу хозяйственных отраслей региона - строительной, транспортной, услуг.

6. Развитие и создание новых трансграничных и межрегиональных турпродуктов и маршрутов, включающих объекты природного, культурно-исторического туризма (Великий Чайный путь, Байкал - Хубсугул, Восточное кольцо, Путь Святителя Иннокентия Вениаминова, Ангарский треугольник, Ленские сплавы, Зимниада, Байкал - Аляска и т.д.).

7. Развитие высокодоходного событийного, конгрессного и исследовательского туризма (проведение образовательных и научно-исследовательских интенсивов, реализация событийного календаря и др.).

8. Создание условий для привлечения фрилансеров со всего мира (цифровых кочевников) и развитие соответствующей инфраструктуры.

9. Использование региональными компаниями передовых технологий мирового уровня для развития туристической инфраструктуры и повышения конкурентоспособности.

1. Действие запрета на ведение хозяйственной деятельности на территориях, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, являющихся наиболее привлекательными для развития туризма.

2. Недостаточное количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта, устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории).

3. Недостаток высоко квалифицированных кадров в сфере туристского обслуживания.

4. Несогласованность действий частных инвесторов, региональных и муниципальных органов власти, отсутствие готовых инвестиционных проектов.

5. Рост антропогенной нагрузки на рекреационные территории (о. Ольхон, побережье Малого моря, Байкальский тракт, п. Листвянка, Култук и т.д.).

6. Сильная конкуренция в будущем со стороны других природоохранных территорий: в России много мест с красивыми ландшафтами, этническим своеобразием, объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, низкая осведомленность россиян о туристских возможностях региона, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма.

Промышленный комплекс

1. Возможность создания производств по глубокой переработке сырья (нефтегазохимия, фармацевтика, лесопереработка и т.д.).

2. Возможность дозагрузки неиспользуемых мощностей (до 50%) в нефтехимической, пищевой и легкой промышленности.

3. Наличие предпосылок создания замкнутых производственных цепочек (кластеров).

1. Резкое подорожание потребляемых организациями ресурсов.

2. Низкий уровень конкурентоспособности в отдельных отраслях региона.

3. Отсталость материально-технической базы промышленных организаций, критический уровень физического и морального износа оборудования.

Потребительский рынок

1. Развитие инфраструктуры потребительского рынка за счет создания крупных оптово-распределительных центров.

1. Миграция населения в другие регионы Российской Федерации.

2. Рост миграции из Китайской Народной Республики и среднеазиатских стран Содружества независимых государств, влекущий увеличение продажи контрафактной продукции.

Научно-технический и инновационный потенциал

1. Привлечение молодежи к занятиям научной и научно-технической деятельностью, в том числе через развитие сети детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества, студенческих научно-технических обществ, поддержку научного творчества аспирантов.

2. Разработка и внедрение в производство новых технологий в сфере нефтегазохимии, фармацевтики, машиностроения, добычи полезных ископаемых, лесоперерабатывающего комплекса.

3. Наличие на территории региона объекта мирового значения (озера Байкал), который может быть не только предметом, но и инструментом научных исследований в различных дисциплинах.

4. Увеличение поддержки инновационной деятельности на федеральном уровне в целях диверсификации экономики.

5. Интеграция деятельности ученых и инженеров с предпринимательским сообществом для формирования "триад развития": ученый - инженер - предприниматель, и развития высокотехнологического бизнеса.

1. Устаревшая материально-техническая база организаций для создания и внедрения новых технологий.

2. Региональные особенности промышленного комплекса ("сырьевая" направленность, подчиненность крупных предприятий области технологической политике вертикально-интегрированных компаний, в которые они входят).

3. Увеличение отставания инновационно-научного потенциала региона.

Бюджетная обеспеченность

1. Рост собственных доходов.

2. Снижение долговой нагрузки.

1. Ухудшение социально-экономического развития области.

2. Снижение финансовой поддержки из федерального бюджета.

3. Рост расходных обязательств Иркутской области в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Труд и занятость

1. Наличие экспортного промышленного потенциала, позволяющего обеспечивать занятость населения.

2. Формирование качественного рынка труда за счет координации усилий органов занятости населения, работодателей и образовательных организаций.

3. Модернизация производства и повышение производительности труда, компенсирующие снижение численности трудоспособного населения.

1. Сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте вследствие негативных демографических и миграционных явлений.

2. Вероятность роста безработицы и структурных изменений на рынке труда при ухудшении экономической ситуации.

3. Риск роста задолженности по заработной плате и неформальной занятости при ухудшении экономической ситуации.

Сельское хозяйство

1. Наличие развитого сельскохозяйственного научно-образовательного комплекса как поставщика квалифицированных кадров, научных разработок и инновационных технологий.

2. В Иркутской области расположены производства по обеспечению сельского хозяйства базовыми расходными ресурсами (топливо, азотные удобрения), мощности по ремонту сельскохозяйственной техники.

3. Возможность ввода в оборот более 300 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

4. Крупные промышленные центры создают широкие возможности для сбыта сельхозпродукции.

5. Разнообразие и красота природных агроландшафтов, практически не освоенный рекреационный потенциал являются фактором для привлечения в сельскую местность квалифицированных трудовых ресурсов и капитала.

1. Низкий уровень жизни в сельской местности, инфраструктурная неразвитость ограничивают приток квалифицированных кадров и инвестиции в сельскохозяйственное производство.

2. Сельскохозяйственная отрасль не обладает достаточным запасом прочности, и ее эффективность в большой степени зависит от объемов государственной поддержки и наполняемости регионального бюджета.

3. Отсутствие залоговой базы у сельхозтоваропроизводителей для доступа к кредитным ресурсам ограничивает обновление материально-технической базы и развитие производства.

4. Сельское хозяйство Иркутской области находится в зоне рискованного земледелия.

5. Сокращение прикладных научных исследований в области сельского хозяйства в связи с возможной ликвидацией НИИСХ. Потеря прикладной аграрной науки в связи с неопределенностью статуса НИИСХ.

Лесной комплекс

1. Увеличение объемов глубокой переработки древесины за счет переработки экспортируемой древесины в круглом виде и вовлечения в переработку низкосортной и мягколиственной древесины.

2. Увеличение числа высокотехнологичных рабочих мест и повышение производительности труда.

3. Привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для развития отрасли.

4. Развитие лесной инфраструктуры в целях повышения уровня лесопользования, а также уровня мероприятий по охране и защите лесов.

5. Развитие лесоперерабатывающих производств с законченным циклом переработки древесины (от заготовки до переработки древесных отходов).

6. Перераспределение лесосырьевой базы в пользу добросовестных арендаторов лесных фондов.

1. Экспортная зависимость экономики отрасли.

2. Риск повышения транспортных и энерготарифов.

3. Высокая стоимость инновационного оборудования, высокая стоимость кредитных средств.

4. Отсталость и критический уровень износа оборудования.