Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (с изменениями на 7 ноября 2024 года)



2.3. Безопасные качественные дороги


Сеть автомобильных дорог Иркутской области является значимым элементом транспортного комплекса, способствующим социально-экономическому развитию региона, укреплению конкурентоспособности, росту уровня благосостояния населения.


В настоящее время протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения составляет 29 545,9 км, из них регионального или межмуниципального значения - 11 946 км, местного значения - 17 599,9 км.


Значительная часть автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог общего пользования превышали темпы восстановления и развития.


На 1 января 2021 года доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет 67%, местного значения - 55%. В 2020 году данный показатель составлял 69,6%, местного значения - 56,8%, а в 2014 году - 74,9% и 64,2% соответственно.


В собственности Иркутской области находится 1 185 мостов, из них 66 мостов (5,6%) находятся в аварийном и предаварийном состоянии, 253 моста (21,2%) - в неудовлетворительном. В 2014 году в собственности Иркутской области было 1236 мостов, из них в аварийном состоянии - 75 (6,1%), в неудовлетворительном - 284 (23%).


Как следствие неудовлетворительного состояния дорог и мостов увеличивается себестоимость автомобильных перевозок, снижается конкурентоспособность региональной продукции.


Следует отметить, что большинство автомобильных дорог общего пользования рассчитаны на проезд транспорта с осевыми нагрузками до 6 тонн, часть дорог, на которых были проведены работы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, рассчитаны на осевую нагрузку до 10 тонн.


Ускоренный износ автомобильных дорог общего пользования обусловлен также ростом парка автотранспортных средств и интенсивности движения, увеличением в составе транспортных потоков доли большегрузных автомобилей (как по полной массе, так и по нагрузке на ось).


Приоритетной задачей в сфере дорожной деятельности Иркутской области является приведение в нормативное состояние и обеспечение сохранности существующей дорожной сети.


Значительная часть средств дорожного фонда Иркутской области (в 2021 году - 80,1%, в 2020 году - 64,8% от общего объема фонда) направляется на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения.


В настоящее время финансирование работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения составляет менее 15% от норматива. Содержание 1 км автомобильной дороги, исходя из категории, составляет от 59,0 тыс. рублей до 765,0 тыс. рублей при нормативе затрат 1 200,6 - 2 437,2 тыс. рублей.


В целях достижения максимального результата от выделенных средств в 2016 году проведена работа по оптимизации расходов - разработан порядок расчета оптимального распределения финансовых средств на содержание автомобильных дорог Иркутской области, учитывающий интенсивность движения, что позволило увеличить финансирование содержания дорог с высокой интенсивностью движения.


В рамках содержания дорог помимо выполнения работ по основным государственным контрактам осуществляются целевые работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным покрытием, восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках.


Необходимо отметить, что существуют возможности использования золошлаковых отходов при строительстве автомобильных дорог для соответствия национальным приоритетам Российской Федерации в части снижения себестоимости строительства и рационального природопользования.