Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (с изменениями на 7 ноября 2024 года)



Куда уезжают НПД*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


С 2019 года в Иркутской области реализуется налогообложение торгово-офисной недвижимости исходя из кадастровой стоимости. До принятия Закона среди организаций - собственников основной части торгово-офисной недвижимости региона, использующих специальные налоговые режимы и в силу налогового законодательства освобожденных от необходимости уплаты налога на имущество организаций, было распространено применение указанного налогового послабления, в том числе для ухода от налогообложения путем дробления бизнеса.


По данным статистической налоговой отчетности N 5-НИО, налогообложение торгово-офисной недвижимости позволило мобилизовать в бюджет в 2020 году 560 млн. рублей, что является 19 по величине значением среди всех регионов страны (3 - в Сибирском федеральном округе).


Высокими продолжают оставаться налоговые расходы областного бюджета, связанные с предоставлением региональных льгот.


Наибольшие потери бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Иркутской области, в частности, несут в результате предоставления льгот (пониженных налоговых ставок) по, так называемым, корпоративным налогам на прибыль и имущество организаций.


Налоговые расходы областного бюджета по налогу на прибыль за 2020 год составили 5,1 млрд. рублей, что является 5 по величине значением среди субъектов Российской Федерации. Снижение относительно уровня 2019 года составило 2,0 млрд. рублей (- 28%) и было обусловлено не принятыми решениями по оптимизации неэффективных налоговых расходов, а падением цен на нефть в 2020 году, в результате которого объем льгот, полученных нефтедобывающими компаниями, сократился на 2,7 млрд. рублей или на 40%.


По налогу на имущество организаций налоговые расходы в 2020 году составили 2,2 млрд. рублей (17 место в стране), сократившись относительно аналогичного показателя 2019 года на 0,2 млрд. рублей или на 7%. Основное снижение (-0,2 млрд. рублей или "минус" 14%) произошло также по нефтедобывающим компаниям.


С учетом предоставленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам объем налоговых расходов консолидированного бюджета Иркутской области оценивается в размере более 11 млрд. рублей, в том числе по налогам:*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В условиях относительной стабильности налоговой системы на федеральном уровне особое значение в обеспечении наращивания собственных доходов приобретают внутренние резервы и, в первую очередь, налоговые расходы областного бюджета, оптимизация которых будет продолжена.


В связи с этим все неэффективные налоговые льготы должны быть отменены, а вновь устанавливаемые - отвечать принципам бюджетной эффективности. В отношении стимулирующих налоговых расходов необходимо переходить к предоставлению льгот, чей объем будет зависеть от роста налоговой базы льготополучателей, являясь априори бюджетно эффективными.


Отдельным вопросом должна стать приоритизация налоговых расходов в сторону отказа от предоставления льгот по налогу на прибыль. По итогам 2020 года соотношение предоставленных в Иркутской области льгот по налогу на прибыль и имущество организаций составило 70 на 30%, в то время как в целом по субъектам Российской Федерации превалируют льготы по налогу на имущество (соотношение составило один рубль льгот по налогу на прибыль к двум рублям льгот по налогу на имущество организаций), что может быть обусловлено целями налоговой политики льготировать уже введенное имущество, а не оставшийся свободный денежный поток после уплаты налогов и финансирования капиталовложений (прибыль), который в соответствии с обычными практиками корпоративного управления распределяют среди акционеров.


Несмотря на существующие ограничения, связанные в том числе с отсутствием у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, достигаться рост доходов будет в том числе за счет борьбы с неформальной занятостью и "серыми" схемами выплаты заработной платы, обеспечения зачисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по месту ведения предпринимательской деятельности и в размерах, соответствующих масштабам осуществляемой деятельности, минимальному размеру оплаты труда.


Большим подспорьем в данном направления работы стала публикация ФНС России 1 августа 2018 года сведений о среднесписочной численности работников в разрезе организации. Ставшие доступными данные были сопоставлены с отчислениями НДФЛ указанных организаций и платежами в консолидированный бюджет Иркутской области в целом. Муниципальным образованиям было рекомендовано в ходе совместной работы с налоговыми органами уделять внимание не только фактам отсутствия и несоизмеримости размера НДФЛ в расчете на одного работника налогу, взимаемому со средней заработной платы (минимального размера оплаты труда), но и соответствию имеющейся у органов местного самоуправления информации о количестве работающих на предприятии, среднесписочной численности работников, по которой налогоплательщик отчитывается в налоговые органы.