Машиностроительный комплекс Иркутской области включает три направления: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования.
Производство машин и оборудования - это выпуск оборудования для горнодобывающей, горно-обогатительной, золотодобывающей, угольной, нефтехимической промышленности и лесного комплекса.
Данное направление представлено следующими предприятиями: ООО "ИЗТМ-Инжиниринг", ООО "Братский ремонтный механический завод", АО "Восточно-Сибирский машиностроительный завод", АО "Иркутсккабель", ЗАО "Энерпред", ОАО "Иркутский завод дорожных машин". Также в регионе функционирует единственное предприятие в Российской Федерации, имеющее всю необходимую документацию по изготовлению быстровозводимых мостов САРМ и БАРМ - ООО "Сибирский Мостостроительный Завод".
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования представлено ООО Производственное объединение "Радиан", МУП "Теплоэнергосервис", ООО "Инженерный центр Иркутскэнерго", ООО "Евросибэнерго-инжиниринг", ООО "Аккумуляторные технологии.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.11.2024 N 99-ОЗ)
Крупнейшим представителем производств транспортных средств является Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ПАО "Корпорация "Иркут". Возможности завода позволяют выполнять полный цикл работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства новой авиационной техники, изготовление оснастки, выпуск опытных и серийных самолетов, их наземные и летные испытания, послепродажное обслуживание. За свою историю, с 1932 года, завод выпустил около 7 000 самолетов более 20 типов, которые поставлялись в 40 стран. В настоящее время на базе Иркутского авиационного завода создан машиностроительный кластер.
Крупнейшим инвестиционным проектом машиностроительного комплекса Иркутской области является проект по созданию среднемагистрального самолета МС-21, реализуемый Иркутским авиационным заводом в качестве головного производителя в структуре Объединенной авиастроительной корпорации. В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты "МС-21-300" (160 - 211 мест) и "МС-21-200" (130 - 176 мест). Создание семейства пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21 ориентировано на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров.
Для наращивания импортозамещающего потенциала, создания условий для модернизации действующих производств и поиска новых рынков сбыта в регионе ведется работа по обеспечению комплексного развития отрасли на базе кластерного подхода. Развитие машиностроительных кластеров Иркутской области предполагает оказание содействия повышению конкурентоспособности продукции и поддержки в реализации промышленных проектов региональных производителей.
(в ред. Закона Иркутской области от 07.11.2024 N 99-ОЗ)
Развитие машиностроительного комплекса на территории Иркутской области в дальнейшем позволит решать следующие задачи:
- привлечение новых инновационных компаний малого и среднего бизнеса в сферу высокотехнологичного машиностроения;
- привлечение инвестиций в развитие входящих в структуру комплекса предприятий;
- развитие научных центров, направленных на разработку инновационных технологий;
- подготовка квалифицированных кадров для научных центров и предприятий машиностроительной отрасли;