Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года



Дополнительное профессиональное образование


Важнейшим элементом образовательной экосистемы является педагогический работник, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и вовлеченный в активный процесс поддержания функционирования и развития данной экосистемы.


В региональной системе дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) функционирует 80 образовательных организаций, реализующих программы для педагогических и руководящих работников. Наиболее крупными являются учрежденные министерством образования Иркутской области два института ДПО - ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования" и ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области". Институты реализуют широкий спектр образовательных программ для специалистов региональной системы образования. Вместе с тем, данные статистики о повышении квалификации, например, педагогов общеобразовательных организаций, свидетельствуют о сложившемся дефиците программ от 72 часов и более, а также о незначительной доли такого современного формата повышения квалификации, как освоение образовательных программ в форме стажировок. В результате не все педагоги в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональных стандартов.


Полноценной интеграции педагога в образовательную экосистему в настоящий момент препятствуют в том числе профессиональные дефициты.


Климатические условия, большая географическая протяженность, неравномерная плотность населения и связанная с этим удаленность значительной части населения от больших культурных, научных и образовательных центров в Иркутской области обуславливают актуальность проблемы недостаточного владения педагогическими работниками цифровыми навыками, которые традиционно рассматриваются как компетенции в области применения персональных компьютеров, а между тем в их число должны быть включены навыки грамотного пользования информационно-коммуникационными сетями и дистанционными образовательными технологиями для приобретения необходимых знаний и опыта, умения передать их обучающимся.


Создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов в рамках функционирования национальной системы профессионального роста педагогических работников - одна из приоритетных задач национального проекта "Образование" - должна решаться в Иркутской области организациями дополнительного профессионального образования.


Модернизации требует система повышения квалификации, гарантирующая переход от метода "трансляции" знаний к исполнению роли тьютора. Для этого нужны принципиально новые информационные и методологические ресурсы, а также новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Именно с целью формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов должна быть решена задача модернизации системы методической поддержки педагогических работников путем создания правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения профессионального мастерства, в том числе активно использующие дистанционные образовательные технологии.


Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров требуют большей степени мобильности и гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций, что должно стать приоритетом развития системы дополнительного профессионального образования.


В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в регионе создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, который выполняет роль локомотива модернизации системы повышения квалификации, основными направлениями работы которого являются:


реализация программ дополнительного профессионального образования "эксклюзивного" содержания;


организация, сопровождение и развитие программ стажировок;


формирование и сопровождение деятельности площадок для развития профессиональных педагогических сообществ;


внедрение моделей "горизонтального обучения";


активное использование цифровых технологий при реализации образовательных проектов.