Важнейшим элементом образовательной экосистемы является педагогический работник, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и вовлеченный в активный процесс поддержания функционирования и развития данной экосистемы.
В региональной системе дополнительного профессионального образования (далее также - ДПО) функционирует 80 образовательных организаций, реализующих программы для педагогических и руководящих работников. Наиболее крупным является учрежденное министерством образования Иркутской области ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области". Институт реализует широкий спектр образовательных программ для специалистов региональной системы образования. Вместе с тем данные статистики о повышении квалификации, например, педагогов общеобразовательных организаций свидетельствуют о сложившемся дефиците программ от 72 часов и более, а также о незначительной доле такого современного формата повышения квалификации, как освоение образовательных программ в форме стажировок. В результате не все педагоги в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональных стандартов.
Полноценной интеграции педагога в образовательную экосистему в настоящий момент препятствуют в том числе профессиональные дефициты.
Климатические условия, большая географическая протяженность, неравномерная плотность населения и связанная с этим удаленность значительной части населения от больших культурных, научных и образовательных центров в Иркутской области обусловливают актуальность проблемы недостаточности у педагогических работников цифровых навыков, которые традиционно рассматриваются как компетенции в области применения персональных компьютеров, а между тем в их число должны быть включены навыки грамотного пользования информационно-коммуникационными сетями и дистанционными образовательными технологиями для приобретения необходимых знаний и опыта, умения передать их обучающимся.
Создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов в рамках функционирования национальной системы профессионального роста педагогических работников - одна из приоритетных задач национального проекта "Образование", которая должна решаться в Иркутской области организациями дополнительного профессионального образования.
Модернизации требует система повышения квалификации, гарантирующая переход от метода трансляции знаний к исполнению роли тьютора. Для этого нужны принципиально новые информационные и методологические ресурсы, а также новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Именно с целью формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов должна быть решена задача модернизации системы методической поддержки педагогических работников путем создания правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения профессионального мастерства, в том числе активно использующие дистанционные образовательные технологии.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров требуют большей степени мобильности и гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций, что должно стать приоритетом развития системы дополнительного профессионального образования.
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в регионе создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, выполняющий роль локомотива модернизации системы повышения квалификации, основными направлениями работы которого являются:
реализация программ дополнительного профессионального образования эксклюзивного содержания;
организация, сопровождение и развитие программ стажировок;
формирование и сопровождение деятельности площадок для развития профессиональных педагогических сообществ;
внедрение моделей "горизонтального обучения";
активное использование цифровых технологий при реализации образовательных проектов.
В Иркутской области осуществляют деятельность организации дополнительного профессионального образования по реализации дополнительных профессиональных программ, которые целесообразно вовлекать в решение приоритетных задач социально-экономического развития региона. В целях расширения возможностей социально-экономического развития региона также необходимо увеличивать долю организаций дополнительного профессионального образования, реализующих программы на иностранном языке, создания образовательных программ международного уровня.