В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 1 статьи 31.2 Устава Архангельской области, пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в региональную программу Архангельской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области", утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 21 августа 2014 года N 331-пп.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2022 года.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Региональную программу Архангельской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 21.08.2014 N 331-пп
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 29.12.2021 N 790-пп)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ региональной программы Архангельской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области"
Наименование программы | - | региональная программа Архангельской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области" (далее - Программа) |
Основания создания и реализации Программы | - | Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р; Соглашение о сотрудничестве в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, заключенное между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Архангельской области 30 декабря 2019 года |
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство финансов Архангельской области (далее - министерство финансов) |
Системный партнер Программы | - | Отделение по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Архангельск) |
Соисполнители Программы | - | министерство образования Архангельской области (далее - министерство образования); министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее - министерство труда, занятости и социального развития); министерство культуры Архангельской области (далее - министерство культуры); администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области (далее - администрация Губернатора и Правительства) |
Цель Программы | - | содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Архангельской области |
Задачи Программы | - | организация информационно-просветительской деятельности по повышению финансовой грамотности на уровне Архангельской области обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества, повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения Архангельской области в сфере финансовой грамотности внедрение механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Архангельской области |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2022 - 2024 годы. Программа реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 21 715,1 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 6993,9 тыс. рублей; 2023 год - 7234,7 тыс. рублей; 2024 год - 7486,5 тыс. рублей |
Ключевые показатели эффективности Программы | - | количество участников, вовлеченных в мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения Архангельской области (в том числе участников всероссийских акций по финансовой грамотности); количество участников мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения Архангельской области, организованных за счет средств Программы; доля общеобразовательных организаций в Архангельской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; доля профессиональных образовательных организаций Архангельской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования; количество некоммерческих и (или) общественных организаций, не являющихся государственными и муниципальными организациями, принимающих участие в реализации целей Программы |
Основные результаты реализации Программы | - | развитие в Архангельской области институционального и кадрового потенциала в сфере финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг (обеспечение участия в программах повышения квалификации и методических семинарах (мероприятиях) по направлениям финансовой грамотности не менее 280 педагогов ежегодно); внедрение учебных, методических и образовательных материалов по финансовой грамотности в образовательные программы, их использование на регулярной основе (100-процентное обеспечение включения к 2024 году общеобразовательными организациями Архангельской области элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования); организация Региональным центром финансовой в Архангельской области постоянно функционирующей информационно-просветительской деятельности и обеспечение к 2024 году вовлечения в мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения, не менее 55 тыс. жителей Архангельской области; развитие взаимодействия государственных институтов, институтов гражданского общества (некоммерческого сектора) в сфере повышения финансовой грамотности населения Архангельской области (взаимодействие в рамках Программы к 2024 году не менее, чем с пятью некоммерческими и (или) общественными организациями); снижение к 2024 году размера ущерба (финансовых потерь), причиненного личным финансам жителей Архангельской области в результате мошеннических действий, по сравнению с 2021 годом |
I. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Под финансовой грамотностью понимается результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их применять на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами, то есть планировать личный бюджет, избегать излишней задолженности, создавать, приумножать и защищать свои сбережения, а также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, приобретать их на основе осознанного выбора, эффективно использовать накопительные и страховые инструменты, снижать личные финансовые риски и быть ответственным участником финансовых отношений.
От общего уровня финансовой грамотности населения в том числе зависит стабильность государственной системы. Рост финансовой грамотности ведет к формированию дополнительных внутренних инвестиционных ресурсов, увеличению "финансовой емкости" пенсионной системы, распространению современных технологий, повышению благополучия граждан и в конечном итоге способствует социальному и экономическому развитию страны. Поэтому государственные институты заинтересованы в реализации программ повышения финансовой грамотности населения.
Для Российской Федерации ситуация до 2011 года характеризовалась относительно низким уровнем финансовой грамотности населения, что во многом объяснялось резким переходом к рыночным отношениям, расширением и усложнением финансовых услуг и инструментов при отсутствии у населения необходимого образовательного уровня и информационного контента, а также недостаточно релевантным ситуации законодательством о защите прав потребителей финансовых услуг. Еще одной особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием финансовыми инструментами.
Системная межведомственная работа по повышению общего уровня финансовых знаний, навыков и установок российских граждан началась в 2011 году с реализации совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (далее - Проект).
Основными результатами за период действия Проекта (2011 - 2020 годы) являются формирование институциональных основ и наработка практик для масштабного внедрения механизмов повышения финансовой грамотности и развития финансового образования, в том числе:
разработка и реализация образовательных программ для различных целевых и возрастных групп;
создание уникальных учебно-методических пособий для системы образования;
создание сети методических центров, обучение и повышение квалификации педагогов для образовательных организаций и тьюторов для взрослого населения;
проведение массовых информационных кампаний;
совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг;
проведение мониторингов и исследований уровня финансовой грамотности;
создание и размещение качественных образовательных и просветительских материалов в открытом доступе на ресурсе Проекта вашифинансы.рф.
Результатами деятельности Проекта также стали разработка и утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее - Стратегия, распоряжение N 2039-р) и действия по ее реализации.
К настоящему времени ситуация в рассматриваемой сфере заметно изменилась в лучшую сторону, но многие проблемы, присущие взаимоотношениям граждан и финансового сектора, остаются насущными.
В рамках Проекта в 2018 - 2020 годах Национальным агентством финансовых исследований (далее - НАФИ) проводились социологические исследования уровня финансовой грамотности взрослого населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ. Подавляющее большинство индикаторов уровня финансовой грамотности демонстрировали положительную динамику.
Тем не менее, по данным проведенного НАФИ в 2020 году исследования:
у 41 процента россиян выявлен низкий уровень финансовой грамотности;
45 процентов участников исследования ответили, что к началу пандемии "сбережений почти или совсем не было";
28 процентов россиян выплачивали кредиты;
только 53 процента респондентов имели четкую установку "любые долги надо отдавать";
45 процентов сталкивались с финансовыми мошенниками, а 4 процента понесли финансовые потери.
Аналогичные выводы о недостаточном уровне финансовой грамотности формулируются и по результатам проведенного в 2020 году Институтом фонда "Общественное мнение" по заказу Банка России замера уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, которое выявило, что доля граждан:
имеющих "финансовую подушку безопасности" составляет 47 процентов;
делающих регулярные сбережения - 32 процента;
справляющихся со своими финансами (хватает денег до зарплаты) - 61 процент;
следующих планам по достижению финансовых целей - 37 процентов;
информированных об организациях, занимающихся защитой прав граждан на финансовом рынке, - 50 процентов.
По оценке Банка России, уровень кредитной нагрузки населения Российской Федерации в 2020 году имел тенденции к росту и за январь 2021 года составил 30,5 процента. В 2021 году рост продолжился - уровень кредитной нагрузки за май 2021 года в среднем по России составил 34 процента.
По информации Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), на обслуживание кредитов заемщики в среднем тратят до 60 процентов доходов при считающемся безопасным уровне не более 30 процентов (данные 2021 года).
Также, по данным НАФИ, в 2019 году 34 процента россиян не понимали связь между доходностью и риском (риск стать жертвой финансовых пирамид), 60 процентов не заботились о своих персональных данных. Зачастую россияне, особенно старшего возраста, склонны переоценивать собственную финансовую грамотность, в результате чего они подвергаются еще большим рискам, в том числе связанным с мошенничеством.
По данным Банка России, основным инструментом злоумышленников для хищения денег у граждан остаются методы социальной инженерии. Их доля в операциях без согласия клиента по каналам дистанционного банковского обслуживания физических лиц во II квартале 2021 года составила 81,8 процента, при этом само количество таких операций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 67 процентов.
Помимо "традиционных" негативных последствий для граждан и для государства, связанных с недостаточным уровнем финансовой грамотности населения, в последние годы обострились проблемы, связанные:
с цифровизацией и высокой скоростью изменений в финансовой сфере, ростом "цифрового неравенства" в поколенческом разрезе, угрожающим национальной безопасности ростом кибермошенничества, сложностями в борьбе с недобросовестными участниками рынка;
с перетоком личных средств граждан в рискованные финансовые инструменты;