Действующий

О внесении изменения в постановление администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года N 130 "Об утверждении схемы территориального планирования липецкой области"



Раздел VI. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ


Организация территории строится на основе ее планировочной структуры и зонирования территории. Оптимизация функционально-планировочной структуры является одной из главных задач архитектурно-планировочной организации территории Липецкой области.


Современная планировочная структура и функциональное зонирование территории области находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с планировочно-функциональной структурой Центрально-Черноземного экономического района, основу которого формирует чередование урбанизированных и аграрных полосовых зон, которые в свою очередь являются составной частью системы расселения Европейской части России.


Главным элементом планировочной структуры Липецкой области является сеть городских поселений, расположенных относительно равномерно по территории области, за исключением самых крайних юго-западных районов.


Территория области хорошо освоена, имеет развитое сельское хозяйство и плотную сеть сельских поселений, достаточно равномерно размещенных на ее территории, но с более высокой плотностью в южной ее части.


Планировочная структура области формировалась под влиянием природного и транспортного каркаса территории. Ее формирование происходило главным образом под воздействием транспортных магистралей, связывающих Москву с Ростовом-на-Дону, Воронежем, Волгоградом, Орлом, Тамбовом, а также развитой речной сети, представленной реками Дон, Воронеж и их притоками.


Реки Дон, Воронеж являются осями формирования исторической планировочной структуры области со своими, органично включенными в эту структуру, притоками. В настоящее время они утратили свое главенствующую роль в связи с развитием других, более мощных транспортных коммуникаций, но могут получить развитие как рекреационные оси.


Планировочные центры. Основными транспортно-планировочными системообразующими центрами являются города Липецк, Елец и Грязи, второстепенными - города Лебедянь, Усмань, Задонск, Чаплыгин.


Планировочные центры, возникшие в местах пересечения планировочных осей располагают наибольшим потенциалом и развиваются в настоящий момент наиболее активно. К ним относится региональный центр - г. Липецк и межрайонные центры - г. Елец и г. Лебедянь.


Три города - Липецк, Елец, Лебедянь по своему экономическому, демографическому, социально-культурному потенциалу в наибольшей степени подготовлены к выполнению функций по обслуживанию больших территорий и являются наиболее значительными узловыми элементами опорного каркаса территории.


г. Липецк является полифункциональным региональным центром, обладающим высоким промышленным и социальным потенциалом, играет роль центра региональной системы расселения.


Сложившимся региональным подцентром ("субрегиональным центром") межрайонной системы расселения западной части области является г. Елец.


Вторым, формирующимся в настоящее время региональным подцентром северной группы районов области, является г. Лебедянь.


Развитие городов: Усмань, Задонск, Елец, Чаплыгин, Данков, Грязи связано с промышленностью, транспортом, рекреационной деятельностью, а также с организационно-хозяйственным и социально-культурным обслуживанием населения.


Планировочные оси области - речные долины рек Дона и Воронежа и территории, прилегающие к основным транспортным магистралям, и являются наиболее ценными для градостроительного и хозяйственного освоения. Вдоль них формируются системы расселения и основные планировочные зоны области.