Действующий

О внесении изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования"



5.1. Развитие профессионального образования


Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования" представлена в приложении N 6 к государственной программе.


Необходимость разработки подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" связана с рядом проблем в подготовке кадров в соответствии с требованиями экономики края и запросами регионального рынка труда, а также в предоставлении возможностей для различных категорий граждан по освоению современных профессиональных стандартов и компетенций в рамках непрерывного образования.


Прогнозная потребность экономики края в квалифицированных кадрах и специалистах будет расти и к 2023 году составит 57,1 тыс. человек в год, из которых потребность в специалистах среднего звена составит 73%, специалистов с высшим образованием - 27%.


По видам экономической деятельности спрос на рабочую силу представлен следующим образом: обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых - 17%, торговля - 16%, строительство - 11%, транспорт, образование - по 9%, здравоохранение и сельское хозяйство - от 6% до 7%.


На сегодняшний день в экономике края складывается запрос на ускоренную, опережающую подготовку специалистов с высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильности, владеющих востребованными, перспективными компетенциями в области добывающей и перерабатывающей отраслей, металлургии, энергетики, транспорта и логистики, сельского хозяйства, а также в сопутствующих отраслях: строительство, IT-технологии, торговля, пищевая отрасль, сфера услуг.


В крае образовательные программы среднего профессионального образования (далее - СПО) реализуют 90 образовательных организаций, из них 54 подведомственны министерству образования края, 9 - министерству здравоохранения края, 6 - министерству культуры края, 2 - министерству спорта края, 1 - министерству лесного хозяйства края, 9 образовательных организаций высшего образования, 5 частных образовательных организаций, 4 образовательные организации находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний.


В 72 профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО) обучается более 61 тыс. человек из числа молодежи, в том числе в ПОО, подведомственных министерству образования края, - 52,8 тыс. человек. ПОО осуществляется ежегодная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации более 17 тыс. человек взрослого населения края.


Осуществляется подготовка более чем по 180 профессиям и специальностям по таким направлениям, как машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, информатизация и телекоммуникация, лесная промышленность и деревообработка, транспорт, добыча и транспортировка нефти, промышленные технологии, строительство, индустрия питания, сервисные отрасли, образование и педагогические науки.


Соотношение подготовки рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики края соответствует кадровым потребностям края и составляет: промышленность - 17%, торговля и общественное питание - 16%, лесное и сельское хозяйство - 6%, строительство - 11%, транспорт - 9%, образование - 9%.


В целях адаптации системы профессионального образования к требованиям рынка труда реализуются проекты и инициативы, ориентированные на минимизацию кадрового дефицита и обеспечение соответствия компетенций выпускников ПОО текущим и перспективным требованиям работодателей.


Успешно реализован в крае инициированный АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" федеральный проект подготовки рабочих кадров для российских предприятий на основе дуального обучения. В результате участия в проекте ПОО, по мнению работодателей, значительно вырос уровень подготовки выпускников по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - СПО).


В 2020 году между ПОО и предприятиями заключено более ста договоров о реализации практико-ориентированного обучения, 3,46 тыс. студентов из 22 ПОО прошли обучение на современном оборудовании в реальных производственных условиях более чем по 70 профессиям и специальностям. Около 100 педагогических работников ПОО повысили квалификацию (прошли стажировки) на базе предприятий. 313 выпускников ПОО были трудоустроены на предприятия-партнеры. Такая практика обеспечивает сокращение периода адаптации выпускников ПОО на производстве и позволяет повысить эффективность труда молодых специалистов.


Важным результатом участия края в проекте по внедрению системы дуального обучения стало распространение практики целевой подготовки кадров, ориентированной на трудоустройство после окончания обучения на конкретное рабочее место. В 2020 году свыше 4,6 тыс. выпускников ПОО, подведомственных министерству образования края, обучались по договорам о целевом обучении, что составило 44% от всех выпускников.


Другой значимый общероссийский проект, в котором краевая система профессионального образования активно участвует с 2013 года, - участие в чемпионатах профессионального мастерства, проводимых союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)" (далее - "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия). С 2018 года край входит в число десяти регионов - лидеров Российской Федерации по общему медальному зачету. Для реализации задач, направленных на развитие движения "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия), в крае создана соответствующая инфраструктура - региональный координационный центр на базе Центра развития профессионального образования и 117 центров компетенций на базе 37 учреждений СПО, организующих работу по развитию в крае 86 компетенций Ворлдскиллс, 27 юниорских компетенций и 12 компетенций направления "Навыки мудрых". В настоящий момент на соответствие требованиям Ворлдскиллс аккредитовано 11 ПОО по компетенциям: "ресторанный сервис", "физическая культура, спорт и фитнес", "дошкольное воспитание", "эксплуатация сельскохозяйственных машин", "сухое строительство и штукатурные работы", "лабораторный химический анализ", "промышленная автоматика" и "хлебопечение".