КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2021 года N 695


О государственной программе Чувашской Республики "Развитие туризма и индустрии гостеприимства"

(с изменениями на 28 ноября 2024 года)

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.06.2022 N 296, от 27.07.2022 N 373, от 12.10.2022 N 510, от 23.11.2022 N 624, от 01.02.2023 N 60, от 12.04.2023 N 223, от 24.05.2023 N 346, от 19.09.2023 N 605, от 12.12.2023 N 777, от 25.12.2023 N 834, от 03.06.2024 N 299, от 11.09.2024 N 515, от 28.11.2024 N 667)




Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чувашской Республики "Развитие туризма и индустрии гостеприимства" (далее - Государственная программа).


2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.


3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.


4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.



И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
М.НОЗДРЯКОВ



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22.12.2021 N 695



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА"

(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2023 N 834, от 03.06.2024 N 299, от 11.09.2024 N 515, от 28.11.2024 N 667)

Ответственный исполнитель:

Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики

Дата составления проекта Государственной программы:

17 сентября 2021 года

Непосредственный исполнитель Государственной программы:

заместитель министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Рассанова О.Е.

(т. 56-52-23, e-mail: economy35@cap.ru)

(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.11.2024 N 667)

Заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министр экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики

Д.И.Краснов



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Чувашской Республики "Развитие туризма и индустрии гостеприимства" (далее также - Государственная программа)



I. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы


К настоящему времени в Чувашской Республике сложилась туристская индустрия, представляющая совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.


В Чувашской Республике в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" реализуются два региональных проекта:


"Развитие туристической инфраструктуры (Чувашская Республика - Чувашия)";


"Повышение доступности туристических продуктов (Чувашская Республика - Чувашия)".


В рамках регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Чувашская Республика - Чувашия)" в период с 2019 по 2022 год завершены строительство и реконструкция объектов кластера "Чувашия - сердце Волги".


За четыре года построены, реконструированы и введены в эксплуатацию следующие объекты туристической инфраструктуры:


"Реконструкция Чебоксарского залива и Красной площади";


"Реконструкция Чебоксарского залива и Красной площади в рамках создания кластера "Чувашия - сердце Волги". Ливневая канализация";


"Реконструкция Московской набережной";


"Строительство инженерной инфраструктуры грязелечебницы АО "Санаторий "Чувашиякурорт".


Красная площадь стала самым большим и наиболее посещаемым общественным пространством столицы Чувашии, занимает территорию площадью 6 тыс. кв. м.


По итогам 2021 года объект "Реконструкция Чебоксарского залива и Красной площади" занял 5 место в ежегодном онлайн-конкурсе "Сокровища России", организованном журналом National Geoqraphic Traveler, в номинации "Общественное пространство".


В 2022 году вдоль Чебоксарского залива протяженностью более 4 км организовали самый массовый хоровод в России с участием 12731 человека (зафиксирован в Книге рекордов России в 2022 году).


Ежегодно Красную площадь и Чебоксарский залив посещает более 2,5 млн. человек.


После реконструкции протяженность Московской набережной составила 5,85 км, что сделало ее самой длинной среди набережных волжских городов. В 2022 году Московскую набережную посетило более 2,5 млн. человек.


Чувашская Республика в 2023 году выиграла грант в размере 308,3 млн. рублей на создание модульных некапитальных средств по 7 проектам размещения, из них:


на 2023 год - 224902,3 тыс. рублей;


на 2024 год - 83390,0 тыс. рублей.


В рамках регионального проекта "Повышение доступности туристических продуктов (Чувашская Республика - Чувашия)" в 2022 году Чувашская Республика вошла в список 18 регионов, которым предоставляется субсидия из федерального бюджета для организации бесплатных путешествий школьников 5 - 9 классов. В 2022 году 3322 учащихся 5 - 9 классов отправились в бесплатные туры по Чувашской Республике.


В 2023 году Чувашская Республика вошла в список 29 регионов, которым предоставляется субсидия из федерального бюджета. В путешествие по Чувашии смогут отправиться 5000 учащихся 5 - 9 классов. На реализацию проекта в Чувашской Республике было выделено 35 млн. рублей, из них из федерального бюджета 25 млн. рублей.


На 2022 год в республике действуют 147 коллективных средств размещения (далее также - КСР). Кроме того, в республике действует 41 специализированное средство размещения, в том числе 14 санаторно-курортных организаций, 14 туристических баз и 13 детских лагерей. Таким образом, всего в Чувашской Республике насчитывается 162 коллективных и приравненных к ним средства размещения. В 2022 году значительно выросло количество средств размещения, прошедших классификацию, с 40 единиц в 2022 году до 74 единиц в 2023 году.


Динамика количества коллективных и приравненных к ним средств размещения свидетельствует об устойчивом росте числа КСР и приравненных к ним средств размещения в Чувашской Республике в 2010 - 2022 годах.


Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2022 году составила 341,5 тыс. человек (в 2015 году - 212,6 тыс. человек), что связано с ростом количества КСР. Средняя стоимость проживания в КСР на 1 туриста составила 800 рублей.


Пандемия 2020 года изменила динамику деятельности КСР. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, в декабре 2022 года количество размещенных в них лиц составило 341,5 тыс. человек. Среди размещенных в КСР преобладают граждане России.


По состоянию на 1 декабря 2022 г. номерной фонд классифицированных гостиниц составил 2248 единиц.


По данным Федеральной службы государственной статистики, величина туристского потока (по числу поездок) составляет 725,9 тыс. человек.


Основными тратами туристов в 2022 году были следующие:


траты в продовольственных магазинах - 1,3 млрд. рублей, в том числе 132,9 млн. рублей на алкогольную продукцию и 1, 2 млрд. рублей на продукты;


траты в кафе, барах и ресторанах - 376,6 млн. рублей, в том числе 211,2 млн. рублей на продукты фастфуда и 165,4 млн. рублей в кафе, барах и ресторанах;


траты на услуги - 515 млн. рублей, в том числе 397,5 млн. рублей на медицину, спа-салоны, салоны красоты, туроператорские услуги, фотоуслуги и 117,5 млн. рублей на размещение в КСР.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" КСР проходят процедуру классификации и регистрации в едином реестре классифицированных гостиниц и других средств размещения на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.


Лидером по количеству КСР и их загрузки является г. Чебоксары. Среднегодовая загрузка отелей в г. Чебоксары находится на уровне 30 - 40 процентов. В периоды проведения крупных мероприятий (культурно-массовых, спортивных и деловых) загруженность достигает 70 - 80 процентов.


В республике действует 14 санаторно-курортных организаций, из них 2 - детские и 4 профсоюзные. Санатории могут рассматриваться как ресурс развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма. В 2019 году ими обслужено 52,6 тыс. человек, из них 16,18 тыс. человек получили амбулаторно-курортное лечение.


Значительный поток организованных туристов в республику прибывает круизными маршрутами по реке Волге. В 2022 году принято 512 туристических теплоходов с 73269 пассажирами на борту.


АО "Чебоксарский речной порт" организованы прогулочные рейсы. Всего за 2022 год выполнен 291 рейс, перевезено 33387 пассажиров.


Администрацией г. Чебоксары были организованы перевозки в сообщении "Чебоксары - Левобережный пляж". За 2022 год выполнено 652 рейса, перевезено 44154 пассажира.


В целях развития речных перевозок на территории Чувашской Республики запланировано открытие межмуниципальных речных маршрутов сообщением "Чебоксары - Мариинский Посад" и "Чебоксары - Козловка". Данные маршруты будут реализованы после ремонта дебаркадеров в гг. Мариинский Посад и Козловка и оформления разрешительной документации для их эксплуатации. Кроме того, необходимо решить вопрос обеспечения транспортной безопасности на дебаркадерах в период их эксплуатации. На дебаркадерах необходимо организовать пост охраны, контрольно-пропускной пункт и пункт досмотра пассажиров речных судов с привлечением для охраны объекта и досмотра пассажиров специально обученных сотрудников в количестве не менее двух человек на каждый объект. Расходы на содержание такого пункта на период навигации составляют около 3 млн. рублей на каждый дебаркадер.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»