Концепция разработана в рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. N 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)", Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20 января 2021 г. N 1649 "О плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2020 года".
Концепция нацелена на реализацию ключевых проектов второго этапа (2024 - 2032 годы) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия): создание транспортной и энергетической инфраструктуры, как минимум одной компании-лидера общероссийского масштаба - высокотехнологичного предприятия, развивающего "сквозные" технологии и цифровые платформы. Функционирование системы опорных населенных пунктов. Формирование единого комплекса "Образование - Наука - Технологии - Инновации - Экономика". Выход на проектную мощность новых высокотехнологичных отраслей экономики.
Задачи Концепции направлены на решение вопросов развития системы подготовки рабочих кадров и формирования новой образовательной инфраструктуры, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования, улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики.
Мероприятия Концепции направлены на реализацию стратегических целей развития макрорегиона, изложенных в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.
Концепция рассматривает возможность формирования современной образовательно-производственной экосистемы в условиях кампуса на примере лучших мировых практик подготовки профессиональных кадров.
Предложен образ инновационной территории возможностей для самореализации личности в современном технологическом пространстве. Определены наиболее перспективные направления подготовки кадров, способы организации образовательного процесса, интеграции процесса образования с производственной деятельностью на примере эксперимента АНО "Агентство стратегических инициатив" по разработке, внедрению и распространению моделей дуальной системы обучения, лучших международных практик подготовки кадров (Финляндия, Германия) и за счет расширения сферы дополнительного профессионального образования, использования сетевых форм обучения с внедрением информационно-коммуникационных технологий.
Кампус предполагает появление в регионе точки роста для инновационной и креативной экономики, места зарождения новой культуры взаимоотношений между образованием и бизнес-средой, центра для коллаборации студенчества, предпринимателей, науки и государства.
Инфраструктура современного кампуса с инновационной архитектурой и дизайном позволит создать межрегиональный центр подготовки кадров на северо-востоке Российской Федерации.
Основной посыл Концепции - подготовка рабочих кадров "завтрашнего дня". По профессиям будущего пора перестать готовить на базе образовательных организаций, несущих в себе "матрицу" предшествующей индустриальной эпохи. В связи с этим возникает суперцель - создание в кампусе условий для перестройки старой логики индустриальной образовательной модели, сформировавшейся за всю историю отечественной системы среднего профессионального образования и трудно поддающейся переформатированию во всех регионах страны.
С этой позиции строительство современного образовательно-производственного кампуса можно рассматривать в качестве пилотного инновационного проекта.
1. Вызовы нового времени для среднего профессионального образования и возможности:
растущая неопределенность и сложность социально-технических, социально-экономических, политических и культурных систем, рост потребности на новые навыки и знания;
отставание профессионального образования от изменений, которые переживают предприятия и компании в условиях, когда новые технологии меняют не только содержание отдельных профессий, но и сам облик отрасли;
рост спроса работодателей на развитие метапредметных компетенций для среды с возрастающей неопределенностью, уход в прошлое узкой специализации;