ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 ноября 2021 года N 547-РГ


Об утверждении Концепции строительства студенческого кампуса многофункционального образовательно-производственного комплекса среднего профессионального образования в пригороде городского округа "город Якутск"



В целях совершенствования системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), создания и эксплуатации многофункционального образовательно-производственного комплекса среднего профессионального образования:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию строительства студенческого кампуса многофункционального образовательно-производственного комплекса среднего профессионального образования в пригороде городского округа "город Якутск".


2. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.



Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ


     19 ноября 2021 года

     N 547-РГ



Утверждена
распоряжением Главы
Республики Саха (Якутия)
от 19 ноября 2021 г. N 547-РГ



КОНЦЕПЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СТУДЕНЧЕСКОГО КАМПУСА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИГОРОДЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК"



Термины и сокращения


СПО - среднее профессиональное образование;


ВСР - автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)";


ДПО - дополнительное профессиональное образование;


Кампус - студенческий кампус многофункционального образовательно-производственного комплекса среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия);


ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;


ПОО - профессиональные образовательные организации;


ГК НЛМК - группа компаний "Новолипецкий металлургический комбинат";


УЛК - учебно-лабораторный корпус;


ОО - образовательная организация;


ПС - профессиональный стандарт.



Общие положения


Концепция разработана в рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. N 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)", Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20 января 2021 г. N 1649 "О плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2020 года".


Концепция нацелена на реализацию ключевых проектов второго этапа (2024 - 2032 годы) Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия): создание транспортной и энергетической инфраструктуры, как минимум одной компании-лидера общероссийского масштаба - высокотехнологичного предприятия, развивающего "сквозные" технологии и цифровые платформы. Функционирование системы опорных населенных пунктов. Формирование единого комплекса "Образование - Наука - Технологии - Инновации - Экономика". Выход на проектную мощность новых высокотехнологичных отраслей экономики.


Задачи Концепции направлены на решение вопросов развития системы подготовки рабочих кадров и формирования новой образовательной инфраструктуры, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования, улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики.


Мероприятия Концепции направлены на реализацию стратегических целей развития макрорегиона, изложенных в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.


Концепция рассматривает возможность формирования современной образовательно-производственной экосистемы в условиях кампуса на примере лучших мировых практик подготовки профессиональных кадров.


Предложен образ инновационной территории возможностей для самореализации личности в современном технологическом пространстве. Определены наиболее перспективные направления подготовки кадров, способы организации образовательного процесса, интеграции процесса образования с производственной деятельностью на примере эксперимента АНО "Агентство стратегических инициатив" по разработке, внедрению и распространению моделей дуальной системы обучения, лучших международных практик подготовки кадров (Финляндия, Германия) и за счет расширения сферы дополнительного профессионального образования, использования сетевых форм обучения с внедрением информационно-коммуникационных технологий.


Кампус предполагает появление в регионе точки роста для инновационной и креативной экономики, места зарождения новой культуры взаимоотношений между образованием и бизнес-средой, центра для коллаборации студенчества, предпринимателей, науки и государства.


Инфраструктура современного кампуса с инновационной архитектурой и дизайном позволит создать межрегиональный центр подготовки кадров на северо-востоке Российской Федерации.


Основной посыл Концепции - подготовка рабочих кадров "завтрашнего дня". По профессиям будущего пора перестать готовить на базе образовательных организаций, несущих в себе "матрицу" предшествующей индустриальной эпохи. В связи с этим возникает суперцель - создание в кампусе условий для перестройки старой логики индустриальной образовательной модели, сформировавшейся за всю историю отечественной системы среднего профессионального образования и трудно поддающейся переформатированию во всех регионах страны.


С этой позиции строительство современного образовательно-производственного кампуса можно рассматривать в качестве пилотного инновационного проекта.


1. Вызовы нового времени для среднего профессионального образования и возможности:


растущая неопределенность и сложность социально-технических, социально-экономических, политических и культурных систем, рост потребности на новые навыки и знания;


отставание профессионального образования от изменений, которые переживают предприятия и компании в условиях, когда новые технологии меняют не только содержание отдельных профессий, но и сам облик отрасли;


рост спроса работодателей на развитие метапредметных компетенций для среды с возрастающей неопределенностью, уход в прошлое узкой специализации;


прогноз в период четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0) на массовое внедрение киберфизических систем в производство и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг. Действующая профилизация профессионального образования претерпит значительные изменения. Часть профессий, специальностей исчезнут либо изменятся;


развитие сетевых сообществ, рост значимости сетей, развитие кооперации с отечественными и зарубежными образовательными и научными центрами, промышленными предприятиями и институтами развития;


появление новых возможностей для системы среднего профессионального образования: императив нового времени - образование в течение всей жизни, LLL (life-long-learning).


2. Цель, задачи, принципы.


Цель - создание территории возможностей на примере лучших мировых практик подготовки профессиональных кадров для самореализации личности в условиях инновационного технологического пространства, сближения представителей отраслей экономики для производства и дальнейшего тиражирования продуктов совместной деятельности на территории республики и за ее пределами.


Задачи:


1) обеспечить экономику региона трудовыми ресурсами нового формата путем перехода на новые модели образовательного процесса на примере лучших практик лидеров мировой экономики: дуального образования Германии, профобразования Финляндии, центра компетенций Samsung, ГК Росатом, ГК НЛМК;


2) создать новый формат кадрового партнерства укрупненного колледжа с бизнесом Республики Саха (Якутия) на основе формирования перечня ожиданий ключевых стейкхолдеров экономики, а также потребностей среднего и малого бизнеса;


3) разработать различные варианты интеграции общего среднего образования с СПО, СПО с высшим профессиональным образованием;


4) сформировать полигон для разработки технологий нового уклада: форм и моделей новых индустрий, нового сельского хозяйства, нового в транспорте, новых типов жилья и поселений, используя науку как надотраслевой ресурс экономики и движущую производительную силу социально-экономического развития региона путем создания высокотехнологичной производственной базы;


5) построить креативный молодежный центр, обеспечив мощный приток талантливой молодежи в сферу взаимодействия с властью и бизнесом при помощи масштабной "событийной и проектной воронки";


6) создать условия для формирования команд освоения, бизнес-команд, предпринимательских сообществ со студенческого периода жизни;


7) создать новые рабочие места, в том числе и за счет образовательно-производственных кластеров на основе интеграции и кооперации с предприятиями, творческими кластерами и ассоциациями работодателей;


8) внедрить новые форматы профессионального образования посредством разработки новых функциональных моделей:


проектной, ремесленнической, предпринимательской, креативно-инновационной, коммуникационно-выставочной и др.;


пакета образовательных программ, призванных обеспечить эффективный приток, личностную, квалификационную подготовку, карьерное развитие и обновление компетенций, обучающихся/работников по ключевым профессиям, компетенциям и видам деятельности в системе трудовых отношений: бизнес-государство-колледж-обучающийся "от школьника 12+ до людей серебряного возраста 55+";


раскрытия и развития потенциала способностей, талантов и компетенций школьников и студентов в экосистеме деятельностей;


пространств в укрупненном колледже на основе международного и российского бенчмаркинга;


9) решить проблему второй смены в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа "город Якутск" за счет высвобождаемых зданий учебных корпусов учреждений.


Принципы:


многофункциональность в деятельности организации;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»