Недействующий

О государственной программе Еврейской автономной области "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" на 2022 - 2024 годы (с изменениями на 9 ноября 2022 года)



2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем, и прогноз ее развития


Функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью обеспечивается на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций, предпринимающих необходимые для этого взаимосвязанные меры правового, экономического, финансового, управленческого, информационного, кадрового и инфраструктурного характера и создающих соответствующие условия в рамках своих полномочий.


В настоящее время отмечается рост показателей инвалидности населения и осознание особой важности связанных с этим социальных проблем и необходимости реализации новых путей их решений.


По данным федеральной государственной информационной системы, в федеральном реестре инвалидов по состоянию на 01.01.2020 численность инвалидов в области - 13378 человек, в том числе численность детей-инвалидов - 753 человека.


Среди заболеваний, ставших причиной инвалидности у взрослых граждан, преобладают болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, злокачественные новообразования, психические расстройства.


Определяющими в формировании инвалидности у детей являются три основных класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения и болезни нервной системы.


Заслуживающим пристального внимания является тот факт, что у детей в возрасте от 0 до 3 лет структура инвалидности по классам болезней, ее формирующим, отличается от других возрастных групп: первое ранговое место занимают дети с инвалидностью вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений, что подчеркивает целесообразность расширения проведения перинатальных и неонатальных скринингов, прегравидарной подготовки супругов при планировании беременности.


Среди всех причин инвалидности детского населения особое внимание следует уделить психическим расстройствам и расстройствам поведения.


В настоящее время в области наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги, и сформировавшимися потребностями для эффективной реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида).


Отсутствие на территории области Центра реабилитации инвалидов может привести к увеличению темпов роста численности инвалидов на территории области на 5,5 процента. Поэтому реабилитационные услуги необходимо оказывать посредством проведения реабилитационных мероприятий в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования, труда и занятости, физической культуры и спорта в соответствии с положениями ведомственного законодательства, организационно-методическими подходами и финансово-экономическими механизмами в соответствующих сферах.


Основополагающим направлением комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью является медицинская реабилитация, которая осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка медицинской реабилитации детей" и Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка медицинской реабилитации взрослых", вступившими в силу с 1 января 2021 г. и предусматривающими ее осуществление в три этапа.


При этом к третьему этапу объем медицинской реабилитации в комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, особенно имеющих низкий потенциал восстановления нарушений функций организма, несколько снижается и все большее значение приобретают вопросы социальной, психолого-педагогической, профессиональной реабилитации и абилитации для развития сохранных или потенциальных возможностей и способностей лиц с инвалидностью в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.


Важнейшим показателем социальной адаптации лиц с инвалидностью является их трудоустройство и занятость. Система профессиональной реабилитации включает анализ регионального рынка труда, наиболее востребованных на нем профессий, подготовку организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к обучению по данным профессиям, профессиональную ориентацию обучающихся и организацию их качественного, доступного профессионального образования с последующим трудоустройством.


Вопросы сопровождения при содействии занятости лиц с инвалидностью, включенные в статью 13.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и принятые в ее развитие соответствующие подзаконные акты, требуют развития альтернативных механизмов их реализации с активным включением в данные вопросы социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), общественных объединений инвалидов (Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов и других), а также волонтерского (добровольческого) движения.


Профессиональная реабилитация детей с инвалидностью и взрослых лиц с инвалидностью с детства тесно связана с вопросами их своевременной психолого-педагогической реабилитации и абилитации и построения образовательного маршрута.