Недействующий

Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Еврейской автономной области (с изменениями на 22 декабря 2022 года)



Примерный расчет экономической эффективности процесса обработки ТКО с использованием станции перегрузки мусора


Принцип работы мусороперегрузочной станции предполагает двухэтапный вывоз мусора.


Мусороперегрузочная станция представляет собой ровный подъезд автомобилей (забетонированная или асфальтированная площадка). Отсутствует заезд на объект по бездорожью (как это чаще всего бывает на полигонах), следовательно, в машине не будет поломок. Месторасположение станции перегруза гораздо ближе, чем полигон, значит, экономятся время, топливо и талоны для поездки к месту захоронения отходов.


На мусороперегрузочной станции установлены пресс-компакторы и сменные контейнеры к ним, количество которых зависит от объема накопления мусора. На станции может осуществляться процесс сортировки мусора с применением соответствующего оборудования (пакетировочных прессов, дробилок, шредеров и т.д.) для получения вторичных материальных ресурсов. Используются и транспортные мусоровозы со сменными кузовами типа мультилифт для вывоза на полигон "хвостов" - отходов.


Технико-экономическое обоснование эффективности работы мусороперегрузочной станции.


Допустим, что парк мусоровозов состоит из 15 машин с боковой загрузкой и объемом кузова - 20 м3. Коэффициент прессования данных машин на смешанном мусоре не превышает 2,2 (это относится к мусоровозам, в конструкции которых не предусмотрена отдельная камера прессования).


Пятнадцать мусоровозов ежедневно делают по 2 рейса. Расстояние до полигона - 50 км. Дневная норма накопления ТКО составляет 1320 м3 непрессованного мусора (15 мус. x 20 м3 x 2,2 x 2). Каждый автомобиль помимо своего маршрута в день проезжает до полигона и обратно 200 км. Затраты на топливо рассчитаем по формуле: 15 мус. x 2 x 100 км x (Y л/100 км) x Z руб., где Y - расход топлива на 100 км и Z - стоимость 1 л топлива.


Рассчитаем топливные затраты для поездки на полигон с использованием мусороперегрузочной станции.


Пресс-компактор имеет коэффициент на данном мусоре 4,8 и использует контейнеры объемом 30,5 м3. Его производительность - 2400 м3 в сутки. Для нормальной работы станции достаточно одного пресс-компактора, а количество контейнеров должно соответствовать дневному объему накопления ТКО, т.е. 1320 м3 / (30,5 м3 x 4,8) = 9,02. Следовательно, для оптимальной работы необходимо 10 контейнеров (округляем 9,02 в большую сторону).


Вес мультилифта, компакт-контейнер (7 тонн) + вес ТКО, загруженного в него (19 тонн), составляет 26 тонн. Для перевозки груза с таким весом возможно выбрать автомобиль - Мультилифт АМ-7028-99 (базовые шасси - SCANIA P400, трехосный, грузоподъемность 26 тонн), нагрузка на ось 9 тонн, при допустимых 11,5 (Постановление Правительства РФ N 272 от 15.04.2011).


В случае использования двухосного Мультилифта АМ-7028-76 (грузоподъемность 20 тонн) количество контейнеров увеличится на 30%, соответственно и приблизительно затраты на топливо также увеличатся на 30%.


Теперь выясним, сколько нужно мультилифтов. Скорость движения машин на полигон в среднем составляет 65 км/ч. Время разгрузки на полигоне - 1 ч, время погрузки на станции - 30 мин.


Рассчитаем время одной поездки: 50 км x 2 / 65 км/ч + 1 ч + 0,5 ч = примерно 3 ч. За 2 смены (16 ч) машина перевезет 5 контейнеров, а в составе автопоезда - и все 10. Получается, что одна машина с прицепом может отвезти весь мусор на полигон.


Обычные мусоровозы ездят только по своему маршруту и не заходят на полигон, туда доезжает только мусоровоз типа мультилифт в составе автопоезда.


Рассчитаем затраты на топливо по следующей формуле: 1 мус. x 5 x 100 км x (Y1л / 100 км) x Z руб., где Y1 - расход топлива на 100 км и Z - стоимость за 1 л топлива.