Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года (с изменениями на 13 октября 2023 года)



Приложение 4
к Стратегии социально-экономического
развития Волгоградской области
до 2030 года



ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона Волгоградской области от 13.10.2023 N 78-ОД)



Особенности размещения экономической активности (производительных сил) на территории Волгоградской области в разрезе муниципальных образований таковы, что большая часть промышленного потенциала региона сконцентрирована в Волгоградско-Волжской агломерации. В общем объеме отгруженной продукции собственного производства без НДС, акцизов и обязательных платежей на долю городов Волгограда и Волжского, Городищенского, Светлоярского и Среднеахтубинского муниципальных районов приходилось в 2020 году 88,8 процента (в 2019 году - 90,2 процента). Также в пределах агломерации высока концентрация нового строительства (более 70 процентов всей площади введенного жилья за 2006 - 2019 годы), доходов бюджета (более 60 процентов от суммарной по муниципальным образованиям региона в 2019 году; 59 процентов от общей величины доходов городских округов и муниципальных образований в 2020 году), инвестиций в основной капитал на душу населения, фонда заработной платы (более 75 процентов в 2019 году; 74,9 процента в 2020 году). По указанными значимым социально-экономическим показателям выделяются также г. Камышин, городской округ г. Михайловка, Котовский и Жирновский муниципальные районы. В производстве продукции сельского хозяйства максимальную долю (более 4 процентов каждый) имеют Городищенский, Иловлинский, Урюпинский, Еланский и Новоаннинский муниципальные районы, городской округ г. Михайловка.


В плане хозяйственной освоенности территории, помимо городских округов, выделяются также Суровикинский, Октябрьский, Котельниковский, Городищенский и Среднеахтубинский муниципальные районы. Максимальная плотность населения среди муниципальных районов в 2018 и 2019 годах характерна для Среднеахтубинского муниципального района (31,1 человека на 1 кв. км в 2018 году; 31 человек на 1 кв. км в 2019 году), Городищенского муниципального района (28 человек на 1 кв. км в 2018-2019 годах), Ленинского муниципального района (11,5 человека на 1 кв. км в 2018 году; 11 человек на 1 кв. км в 2019 году), Светлоярского муниципального района (11,4 человека на 1 кв. км в 2018 году; 11 человек на 1 кв. км в 2019 году), входящих в состав Волгоградско-Волжской агломерации либо граничащих с ней, а также Еланского муниципального района (11,2 человека на 1 кв. км в 2018 году; 11 человек на 1 кв. км в 2019 году), Жирновского муниципального района (13,1 человека на 1 кв. км в 2018 году; 13 человек на 1 кв. км в 2019 году), Калачевского муниципального района (12,6 человека на 1 кв. км в 2018 году; 12 человек на 1 кв. км в 2019 году), Камышинского муниципального района (11,4 человека на 1 кв. км в 2018 году; 11 человек на 1 кв. км в 2019 году) и Котовского муниципального района (12,4 человека на 1 кв. км в 2018 году; 12 человек на 1 кв. км в 2019 году).


Важным индикатором привлекательности муниципальных образований для населения, а также уровня и качества жизни является показатель миграционного прироста. Кроме того, анализ данного показателя дает возможность контролировать общую ситуацию с численностью населения, своевременно реагируя на угрозу опустынивания отдельных территорий. В Волгоградской области для большинства муниципальных образований в 2010 - 2019 годах был характерен устойчивый миграционный отток населения даже в пределах региональной столичной агломерации - в Городищенском и Светлоярском муниципальных районах. Положительные значения за пределами Волгоградско-Волжской агломерации наблюдались лишь в тяготеющем к ней агропромышленном Иловлинском муниципальном районе.


Внутрирегиональные социально-экономические различия также проявляются в дифференциации уровней заработной платы и доходов бюджетов муниципальных образований в 2019 году. Максимальная заработная плата в регионе (не учитывая г. Волгограда и г. Волжского) - в Котельниковском муниципальном районе (46,3 тыс. рублей/53,3 тыс. рублей в 2020 году), что связано с высокими зарплатами в строительстве (ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий"), Городищенском муниципальном районе (34,4 тыс. рублей/37,4 тыс. рублей в 2020 году), Светлоярском муниципальном районе (34,0 тыс. рублей/38,1 тыс. рублей в 2020 году), Камышинском муниципальном районе (33,8 тыс. рублей/35,9 тыс. рублей в 2020 году), Ольховском муниципальном районе (32,5 тыс. рублей/35,5 тыс. рублей в 2020 году). Минимальная заработная плата в регионе - во Фроловском муниципальном районе (23,3 тыс. рублей/26,5 тыс. рублей в 2020 году), Руднянском муниципальном районе (23,7 тыс. рублей/26,4 тыс. рублей в 2020 году), Чернышковском муниципальном районе (24,7 тыс. рублей/27,5 тыс. рублей в 2020 году), Ленинском муниципальном районе (25,2 тыс. рублей/28,2 тыс. рублей в 2020 году) и Еланском муниципальном районе (25,3 тыс. рублей/30,2 тыс. рублей в 2020 году).


Доходы местного бюджета, помимо муниципальных образований, входящих в состав Волгоградско-Волжской агломерации, и городских округов, наиболее высоки в ресурсодобывающих Жирновском, Камышинском, Котельниковском и Котовском муниципальных районах, а также в агропромышленных Калачевском, Палласовском и Иловлинском муниципальных районах.