6.4. Малое и среднее предпринимательство
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - субъекты МСП, МСП) в Волгоградской области характеризуется невысокой деловой активностью в экономике региона и недостаточной конкурентоспособностью, связанной с низким уровнем использования новых технологий, неэффективным созданием инновационных продуктов и услуг. Например, количество субъектов МСП на 10 тыс. населения в 2020 году отстает от показателей по Российской Федерации и Южному федеральному округу, в частности:
средних предприятий на 41,7 процента (РФ) и 12,5 процента (ЮФО);
малых на 39,2 процента (РФ) и 13,2 процента (ЮФО);
микро на 45,4 процента (РФ) и 21,5 процента (ЮФО);
индивидуальных предпринимателей на 10,4 процента (РФ) и 30,2 процента (ЮФО).
В 2020 году ухудшение экономической ситуации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям в секторе малого и среднего бизнеса. Неопределенность на внутренних и внешних рынках привела к опасениям населения при ведении индивидуального предпринимательства и к риску сокращения действующих хозяйствующих субъектов.
Основные результаты анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития МСП (SWOT-анализ), представленные в таблице 4, показали наличие значительного потенциала для ускоренного развития в регионе МСП.
Таблица 4
Сильные и слабые стороны, возможности развития МСП и угрозы развитию (SWOT-анализ)
Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 |
Отраслевая диверсификация субъектов МСП | Низкая деловая активность в сельских поселениях |
Наличие всех форм господдержки (правовая, финансовая, организационная) субъектов МСП | Недостаток квалифицированных кадров и управленцев |
Наличие полной инфраструктуры поддержки МСП (ГАУ ВО "Мой бизнес", "Гарантийный фонд Волгоградской области", "Центр поддержки экспорта Волгоградской области" и другие) | Недостаточный уровень проникновения МСП в промышленном и агропромышленном секторах |
Низкая стоимость рабочей силы | Низкий уровень внедрения новых технологий |
Развитый транспортный коридор и удобная логистика | Низкая доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах в общем числе занятых на малых предприятиях |
Низкая доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами МСП | |
Высокий уровень неформальной (теневой) занятости | |
Возможности | Угрозы |
Значительное количество свободных рыночных ниш для развития МСП | Банкротство субъектов МСП в сфере торговли из-за ценового демпинга федеральных и международных торговых сетей |
Наличие экспортного, туристического и агропромышленного потенциала области | Стагнация развития МСП вследствие недостатка и (или) ограничений возможности привлечения необходимых финансовых ресурсов |
Хорошие перспективы кластерного развития МСП в регионе | Снижение конкурентоспособности МСП из-за низких темпов внедрения новых технологий и цифровизации бизнес-процессов |
Наличие незанятого в предпринимательской деятельности трудоспособного населения | Падение спроса на продукцию и услуги субъектов МСП вследствие кризисных явлений в экономике Российской Федерации и региона |
Наличие территории опережающего развития (ТОСЭР Михайловка) | Вероятность ухудшения экономической ситуации в МСП в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) |
Синергетический эффект от кооперации с крупными промышленными предприятиями | |
Развитие производств с высокой добавленной стоимостью (АПК, нефтехимия, композитные материалы, биотехнологии) |
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в 2019 - 2020 годах в Волгоградской области обеспечивалась реализация региональных проектов:
"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";
"Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию";
"Популяризация предпринимательства";