Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года (с изменениями на 13 октября 2023 года)


2.5. Инфраструктура и природные ресурсы


Волгоградская область - крупный регион как по производству, так и по потреблению энергоресурсов. Регион характеризуется развитой энергетической и коммунальной инфраструктурой, собственной добычей нефти и природного газа. В регионе потребляется более 1 млн тонн нефтепродуктов, 6,1 млрд куб. м природного газа, порядка 13 - 17 млрд кВт.ч и 15,9 млн Гкал тепловой энергии. Расположение на территории области множества промышленных предприятий обеспечивает наличие в балансе энергоресурсов вторичных тепловых ресурсов (порядка 460 тыс. Гкал, что равно 3 процентам потребления тепла в регионе).


Развитие коммунальной инфраструктуры и уровень благоустройства выше среднероссийского. Высокий уровень газификации (более 87 процентов в регионе при 70 процентах в среднем по России) определяет относительно невысокий уровень централизованного теплоснабжения, которое в основном характерно для городов. В сельской местности распространено индивидуальное газовое отопление. Кроме того, для сельской местности характерна достаточно низкая обеспеченность водопроводом (60 процентов сельских населенных пунктов) и канализацией (2 - 3 процента сельских населенных пунктов).


В регионе достаточно большой объем тепла генерируется за счет теплоэлектроцентрали (40 процентов), сравнимый объем тепла производится котельными (45 процентов), 15 процентов приходится на прочих производителей.


Прирост протяженности канализационных сетей за пять лет составил около 10 процентов (до 3 тыс. км).


В Волгоградской области обеспеченность централизованным водоснабжением выше, чем в среднем по России или Южному федеральному округу.


В Волгоградской области достаточно высоки потери в электросетях - порядка 2,25 млрд кВт.ч в год, при этом уровень потерь снижается на протяжении последних 5 - 10 лет. Производство и потребление электроэнергии характеризуется снижением.


Характерной особенностью региона является прохождение через него межрегиональных и международных маршрутов на нескольких видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, речном и авиационном.


В регионе существует ряд ресурсных ограничений:


проблема структуры инвестиций - основная масса инвестиций направляется на проекты, связанные с обновлением существующих мощностей. Предлагается реализовать несколько точечных крупных проектов на основе новых (наилучших, доступных) технологий с нуля ("гринфилд"-проекты);


низкие обеспеченность и качество базовой инфраструктуры, модернизация которой требует привлечения финансовых ресурсов;


относительно низкая активность в сфере научных исследований и разработок;


наличие большого числа "узких мест" на автодорожной и железнодорожной транспортных сетях;


высокая доля автодорог с отсутствием асфальтового покрытия;


необходимость реконструкции Волго-Донского судоходного канала в целях повышения надежности его работы и безопасности судоходства;