Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года (с изменениями на 13 октября 2023 года)


7.1. Территориально-пространственное развитие


Ключевым преимуществом региона является его географическое положение и стратегическая роль ворот юга России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Казахстан. Транспортный каркас Волгоградской области, к главным элементам которого относятся федеральные магистрали Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань" и А-260 Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Луганской Народной Республикой, крупный железнодорожный узел юга России, судоходные реки Волга и Дон, соединенные Волго-Донским каналом, имеющим выход к пяти морям (Каспийскому, Белому, Балтийскому, Черному и Азовскому), международный аэропорт Волгоград (Гумрак) обеспечивает благоприятные условия для транспортировки различных грузов из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока.


(в ред. Закона Волгоградской области от 13.10.2023 N 78-ОД)


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года определяет г. Волгоград в качестве одного из перспективных центров экономического роста.


Основные проблемы пространственного развития Волгоградской области в целом отражают общероссийские тенденции и связаны с неравномерностью развития территорий, несбалансированностью спроса и предложения на социальную, инженерную и информационную инфраструктуру, плохой транспортной связностью внутри региона и с соседними территориями, существенными внутрирегиональными различиями по уровню социально-экономического развития, в том числе с отставанием уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов при низком уровне комфортности городской среды в большинстве городов области, нереализованным потенциалом межрегионального и межмуниципального взаимодействия, а также существенным отставанием межрегиональной и внутрирегиональной миграционной подвижности населения от средних значений, характерных для развитых стран, что приводит к возникновению проблем на региональных и внутрирегиональных рынках труда.


Особенностями пространственного развития Волгоградской области являются недоиспользованный потенциал магистральной транспортной инфраструктуры в части внутреннего водного и воздушного транспорта, продолжение миграционного оттока, особенно молодежи, в том числе в другие регионы Южного федерального округа.


Целью приоритета "Территориально-пространственное развитие" является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития региона, направленного на использование потенциала территорий для экономического роста и на сокращение межмуниципальных различий в уровне и качестве жизни населения.


Показатель цели и его предполагаемые изменения - среднегодовой индекс физического объема ВРП Волгоградской области, процент к предыдущему году: увеличение с 99,6 в 2018 году до 102,7 в 2030 году.


(в ред. Закона Волгоградской области от 13.10.2023 N 78-ОД)


Точками экономического роста Волгоградской области являются:


Волгоградско-Волжская агломерация - перспективный крупный центр экономического роста Российской Федерации и сервисный центр для Южного макрорегиона;


субрегиональный центр экономического роста - коридор экономического роста на участке территории вдоль трассы Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, в который входят город Урюпинск, моногород Фролово и моногород Михайловка, получивший статус территории опережающего социально-экономического развития;


(в ред. Закона Волгоградской области от 13.10.2023 N 78-ОД)


субрегиональный центр экономического роста на севере области - минерально-сырьевой и индустриальный центр (Котовский, Жирновский, Камышинский районы, г. Камышин);


перспективный субрегиональный центр экономического роста - минерально-сырьевой центр в Котельниковском районе;