3.1. Целевой сценарий социально-экономического развития Волгоградской области
Осуществляемый в регионе комплекс мер позволяет сохранять на территории Волгоградской области стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку в прогнозируемых параметрах. В регионе сокращается количество выявленных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), увеличен охват категорий амбулаторных пациентов массовым бесплатным тестированием, осуществляется вакцинация населения.
Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджет Волгоградской области, в 2020 году происходило в условиях сложной эпидемиологической ситуации, которая в том числе существенно затрудняет финансово-экономическую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Индекс закрытия региональной экономики (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в 2020 году доходил до 10 процентов (по Российской Федерации - до 28 процентов). Некоторые отрасли (сфера бытовых услуг, туризм, розничная торговля непродовольственными товарами, транспорт и ряд других) были закрыты полностью. По состоянию на сентябрь 2021 года уровень закрытости экономики Волгоградской области по методике Министерства экономического развития Российской Федерации составляет 0,2 процента.
Помимо непосредственного закрытия производств региональная экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность). Экономическая ситуация усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.
Макроэкономический прогноз Волгоградской области строится по трем сценариям: инерционному, базовому и оптимистическому.
При инерционном сценарии предполагается дальнейший спад в мировой экономике, вызванный введенными крупнейшими странами ограничительными мерами, что усугубит накопленные до пандемии структурные проблемы, такие как высокая долговая нагрузка в развитых странах и в ряде стран с формирующимися рынками, замедление роста мировой торговли из-за нарастания торговых противоречий между крупнейшими странами, медленный рост производительности труда. В этих условиях восстановление экономики будет происходить медленнее, чем предполагается в базовом варианте. Конъюнктура внешних рынков остается неблагоприятной по основным товарам, экспортируемым Волгоградской областью. При этом сохраняются (ужесточаются) санкции, что негативно сказывается на инвестиционной активности, ограничивает доступ к зарубежным технологиям и возможности предприятий по обновлению основных фондов.
С точки зрения внутренних условий в инерционном варианте предполагается длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. Снижение деловой активности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, повлечет за собой напряженность на рынке труда (безработицу).
При этом структурные изменения потребительского спроса будут оказывать замедляющее влияние на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению.
В структуре экономики преобладают отрасли с низкой добавленной стоимостью. На негативную демографическую динамику накладываются низкие темпы роста производительности труда. В условиях ограниченных бюджетных возможностей по финансированию важных инвестиционных и инфраструктурных проектов происходит медленное обновление основных фондов предприятий, объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
В базовом сценарии предполагается, что влияние негативного внешнего фона с течением времени ослабевает. В условиях постепенного восстановления мировой экономики ожидается рост внешнего спроса на основные товары экспорта Волгоградской области. В среднесрочной перспективе восстановление региональной экономики не будет быстрым: после первоначального снижения до уровней ниже докризисных последует длительный период постепенного роста. К концу 2021 года отмечается восстановление основных экономических показателей до докризисного уровня в соответствии с общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, после чего темпы экономического роста выйдут на устойчивую траекторию.
При этом проводятся определенные структурные реформы, реформы межбюджетных отношений, стимулирующие межрегиональную конкуренцию. Это позволяет Волгоградской области воспользоваться естественными преимуществами региона, реализовать транспортно-логистический и рекреационный потенциал. На фоне активизации инвестиционной активности и удешевления кредитных ресурсов это позволит более быстрыми темпами расти отраслям промышленности, в том числе с высокой добавленной стоимостью и ориентированным на внешние рынки, проводить модернизацию всех отраслей экономики, повышать производительность труда. Реализация важнейших инвестиционных и инфраструктурных проектов будет обеспечена в том числе за счет механизма государственно-частного партнерства.
Реализация мероприятий, направленных на создание рабочих мест и улучшение качества жизни, сокращает отток населения и стимулирует его приток. Возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте "Здравоохранение", вместе со снижением смертности населения в трудоспособном возрасте, позволяет стабилизировать демографические тенденции.
В среднесрочной перспективе на темпы восстановления экономики будет оказывать влияние ряд разнонаправленных факторов. С одной стороны, негативное влияние остаточных карантинных ограничений, а также изменений потребительского поведения населения будет менее существенным, чем предполагалось ранее. Кроме того, росту экономики Волгоградской области также будет способствовать произошедшее смягчение денежно-кредитной политики. С другой стороны, сдерживающим фактором станет дальнейшая нормализация бюджетных расходов после их наращивания в 2020 году в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции и поддержки экономики.
Как следствие, при базовом сценарии предполагается достижение целевых показателей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Оптимистический сценарий допускает благоприятный внешний фон, позитивную динамику мировых товарных и финансовых рынков и если не отмену санкций, то их номинальный характер. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и снижение геополитических рисков вместе со структурными и институциональными реформами перезапускают процессы социально-экономического развития. При этом изменяется структура экономики - более быстрыми темпами растут отрасли с высокой добавленной стоимостью, развиваются цифровая экономика и сфера услуг. В рамках сценария предполагается, что отрасли, получившие импульс к развитию в результате политики импортозамещения, смогут сохранить позитивную динамику и после сворачивания контрсанкций.