Действующий

О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала" (с изменениями на 7 марта 2024 года)



Приложение 15
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 30 декабря 2021 года N 633-п



РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

(введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 08.12.2022 N 659-п; в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.03.2024 N 72-п)

1. Наименование субъекта адаптации

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (отрасли экономики и социальная сфера)

2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных)

Для территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) в той или иной степени свойственны 24 климатических риска: оползни, сели, лавины, абразия и термоабразия, переработка берегов водохранилищ, озер, карст, суффозия, просадочность лессовых пород, подтопление территории, эрозия плоскостная и овражная, русловые деформации, термоэрозия овражная, термокарст, пучение, солифлюкция, наледеобразование, наводнение, ураганы, смерчи, сильный ветер, жара, засуха, заморозки, град, сильные атмосферные осадки, пожарная опасность в лесах. Одно и то же явление может проявляться не каждый год и в разные периоды носить характер от умеренно опасного до катастрофического. Анализ показывает, что количество опасных явлений катастрофического уровня на территории автономного округа приблизительно в 3 раза меньше, чем опасных и умеренно опасных.

Из всех климатических рисков, которые могут достигать катастрофического уровня, наибольшие ущербы наносят наводнения.

К середине XXI века по отношению к концу XX века в западной и юго-западной части региона возможно повышение температуры воздуха летнего сезона на 2 - 3 °C, в восточной части - на 1 - 2 °C. Суммы осадков летом могут возрасти на 5 - 10%. Зимой возможен еще более сильный рост температуры воздуха - на 5 - 8 °C. Увеличение сумм осадков в зимний сезон на большей части автономного округа ожидается в диапазоне 20 - 40%. Регион по-прежнему останется в зоне достаточного и избыточного увлажнения. Продолжительность залегания снежного покрова будет уменьшаться в соответствии с повышением сезонной температуры. Средняя скорость ветра незначительно уменьшится, как и на большей части территории страны.

К середине и концу XXI века (в зависимости от сценариев изменения климата) по отношению к началу XX века прогнозируется повышение минимальных температур на 3 - 7 °C и сокращение количества морозных дней на 17 - 48. Максимальные температуры вырастут на 2 - 6 °C, количество дней с температурой выше +35 °C увеличится на 5 - 18. Максимальное количество последовательно сухих дней (с осадками < 1 мм) в большинстве сценариев сокращается, но в некоторых увеличивается на 3 - 5 дней. Скорость наиболее сильных ветров увеличивается на 1 - 3%.

Увеличение количества осадков может отразиться на увеличении вероятности и силы паводков

3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня (при наличии)

В границах автономного округа распространены 17 климатических рисков опасного уровня: оползни, сели, лавины, абразия и термоабразия, суффозия, эрозия плоскостная и овражная, русловые деформации, солифлюкция, наледеобразование, наводнение, ураганы, смерчи, сильный ветер, жара, засуха, заморозки, град, сильные атмосферные осадки, пожарная опасность в лесах

4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости (при наличии)

Определение пороговых значений чувствительности (работоспособности) объекта воздействия при наличии фактора (факторов) климата различной интенсивности и продолжительности для автономного округа представлено в таблице 1

5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков (при наличии)

В 2012 году в городе Покачи в результате шквального ветра произошла чрезвычайная ситуация и нанесен ущерб жилому фонду на сумму ущерба составила 1387 тыс. рублей.

В Ханты-Мансийском муниципальном районе причинен ущерб в результате крупных лесных пожаров на сумму 1896 тыс. рублей.

В 2013 году в результате сильных атмосферных осадков (обильные снегопады, метель) причинен косвенный экономический ущерб в связи с недовыполненными рейсами на объектах транспортной инфраструктуры автономного округа на сумму 5960 тыс. рублей.

В 2014 году в Ханты-Мансийском муниципальном районе в результате половодья зафиксирован экономический ущерб на сумму 1500 тыс. рублей.

В 2015 году в результате половодья: в Белоярском муниципальном районе зафиксирован экономический ущерб жилому фонду в результате подтопления домохозяйств на сумму 265 тыс. рублей. Пострадавших объектов - 19 единиц, площадь пострадавшего жилого фонда 0,340 тыс. кв. метров, в городе Лангепасе зафиксирован ущерб жилому фонду, транспортной инфраструктуре и другим объектам на сумму 4974 тыс. рублей, в городе Нижневартовске произошло затопление значительной части территорий садово-огороднических объединений граждан, расположенных в пойме реки Обь, сумма ущерба составила 893300 тыс. рублей, в городе Сургуте выявлены подтопленные, а также непригодные для жилья жилые строения, сумма ущерба составила 20339 тыс. рублей, в городском поселении Пойковский зафиксирован ущерб на сумму 610 тыс. рублей, в сельском поселении Усть-Юган зафиксирован ущерб жилому фонду, транспортной инфраструктуре и другим объектам на сумму 1563 тыс. рублей, в сельском поселении Салым зафиксирован ущерб жилому фонду на сумму 340 тыс. рублей, в Нижневартовском муниципальном районе зафиксирован ущерб жилому фонду на сумму 549 тыс. рублей, в Ханты-Мансийском муниципальном районе зафиксирован ущерб объектам транспортной инфраструктуры и другой экономический ущерб на сумму 115355 тыс. рублей. В городе Нефтеюганске в связи с подтоплением участка автодороги в результате паводка зафиксирован экономический ущерб объектам транспортной инфраструктуры на сумму 775 тыс. рублей.

В 2016 году в городе Нефтеюганске в результате неблагоприятных погодных явлений (сильного ветра) зафиксирован экономический ущерб объектам образования и культуры на сумму 1361 тыс. рублей. В Ханты-Мансийском муниципальном районе из-за половодья зафиксирован экономический ущерб на сумму 1670 тыс. рублей, в результате сильного ветра зафиксирован прямой экономический ущерб жилому фонду на сумму 2256 тыс. рублей. В Березовском муниципальном районе в результате половодья зафиксирован ущерб жилому фонду на сумму 9 тыс. рублей.

В 2017 году в Березовском муниципальном районе в результате половодья зафиксирован ущерб жилому фонду, транспортной инфраструктуре и другим объектам на сумму 33318 тыс. рублей.

В 2018 году в Нижневартовском муниципальном районе в результате воздействия паводковых вод зафиксирован ущерб на сумму 5000 тыс. рублей.

В 2019 году в Березовском муниципальном районе в результате половодья зафиксирован ущерб жилому фонду на сумму 384 тыс. рублей.

В 2020 году в результате половодья: в Березовском муниципальном районе зафиксирован ущерб жилому фонду на сумму 354 тыс. рублей, в Ханты-Мансийском муниципальном районе - экономический ущерб на сумму 43886 тыс. рублей.

В 2021 году в Ханты-Мансийском муниципальном районе в результате обильных снегопадов зафиксирован экономический ущерб на сумму 1 941 тыс. рублей

6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии)

Прогнозное повышение температуры воздуха и суммы осадков может быть использовано в качестве благоприятных факторов, которые повлекут за собой:

сокращение продолжительности отопительного периода;

уменьшение уровня потребления энергии в холодный период года;

увеличение продолжительности вегетационного периода растений;

увеличение урожайности сельскохозяйственных культур;

увеличение судоходного периода на реках