Действующий

Об утверждении стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года (с изменениями на 31 марта 2022 года)



Глава 2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (РАЗВИТИЕ АГРОПИЩЕВОГО КЛАСТЕРА)


Глобальной целью развития агропищевого кластера является создание устойчивого и экспортно-ориентированного АПК, достижение которой напрямую зависит от повышения эффективности и производительности АПК, улучшения инвестиционного климата, роста экспорта продукции АПК.


Достижение поставленных целей возможно при решении задач трех выбранных стратегических направлений:


1) развитие текущей базы, выражающееся в поддержке компаний-лидеров;


2) диверсификация портфеля продуктов, включая развитие производства новых и инновационных продуктов;


3) развитие органического сельского хозяйства и производства органической продукции.


Ключевыми возможностями для развития агропищевого кластера Республики Мордовия являются:


импортозамещение на крупных региональных рынках, развитие экспорта;


производство новых продуктов питания под изменяющиеся предпочтения потребителей;


использование современных технологий в АПК.


Для решения задач трех основных стратегических направлений нужны общесистемные меры, направленные на развитие талантов и кадровое обеспечение предприятий АПК, развитие инфраструктуры, включая сети сотовой связи и передачи данных в районах, развитие социальной инфраструктуры в селе, стимулирование инноваций и предпринимательства в АПК, а также повышение технологического уровня и компетенций за счет привлечения инвестиций.


В краткосрочный период с 2022 по 2024 годы требуется повышение производительности и эффективности АПК. Ключевыми точками роста для достижения поставленной цели может стать развитие производства премиальной и брендированной продукции АПК Мордовии, развитие производства новых видов с/х продукции (ягоды, косточковые фрукты, тепличные овощи, грибы), наращивание производства овощей закрытого грунта и цветов, экспорт продукции на рынки регионов Поволжья и на московский рынок.


При этом фокус работ должен быть сосредоточен на создании бренда мордовских продуктов, развитии новых моделей сбыта, включая ориентацию с/х предприятий на экспорт, маркетплейс для поставок продукции, агрофранчайзинг. Важнейшей задачей являются подготовка кадров для АПК, повышение эффективности использования с/х земель, снижение истощения земли, развитие инфраструктуры хранения и переработки продукции, системы РЦ, поддержка внедрения международных стандартов качества, омологация продукции в соответствии с международными требованиями E-commerce.


Создание устойчивого АПК планируется в среднесрочной перспективе (2025 - 2028 годы). Ключевыми точками роста для достижения этой цели будет развитие производства органической и "зеленой" продукции, развитие производства в новых рыночных сегментах (функциональные продукты питания, продукты для пожилых, диабетические продукты), развитие фермерства нового типа, экспорт продукции на рынки ближнего и дальнего зарубежья.


Для успешной реализации поставленных задач требуется создание условий для развития органического земледелия, производства "зеленых" продуктов. Государством должна оказываться поддержка экспорта продукции АПК за пределы Российской Федерации, для чего возможно формирование регионального хаба органической и "зеленой" продукции. Помощь со стороны государства требуется в развитии ключевых платформенных технологий в АПК, в продвижении новых бизнес-моделей в АПК ("ферма в коробке" и др.), создание цифровой платформы управления АПК (аналитика, субсидии, информация для аграриев).