Вопросам изучения, сохранения и развития русского языка, как государственного, и как средства межнационального и международного общения, посвящена многоплановая деятельность большого числа профессиональных и общественных организаций Тюменской области.
С 1976 года в Тюменской области проводится Международная конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры, на которой ежегодно выступают свыше 200 российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением русской словесности и ее духовных основ в широком контексте поликультурного пространства. Так, в 2020 году в онлайн-формате проведена 43-я Международная научно-практическая конференция с участием специалистов по истории и социологии, русскому языку и языкознанию, руководителей религиозных организаций, представителей органов местного самоуправления, членов региональной Общественной палаты, работников культуры. В ходе конференции были рассмотрены вопросы состояния русского языка как языка государствообразующего народа, хранителя национальной ментальности и российского культурного кода, русской словесности в поликультурном пространстве, а также когнитивные аспекты изучения языка и культуры и преподавания русского языка как родного и как иностранного.
Вопросам изучения русского языка посвящается проводимая в Тюменском государственном университете при поддержке областного Союза журналистов, Общества русской культуры и Тюменского отделения Союза писателей России Всероссийская научно-практическая конференция "Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации". На конференции рассматриваются доклады на темы: "Русский язык как государственный: проблемы и перспективы", "Экология языка": понимание метафоры и современная языковая ситуация", "Современные лингвистические учебники", "Русский язык как нравственный потенциал государства и нации", "Человек в зеркале языка и литературы", "Сибирский колорит" русского слова" и другие.
Кроме того, в Тюменской области ежегодно проводятся Дни русской культуры, День Пушкина, Кирилло-Мефодиевские чтения. В рамках Рождественских, а затем Филофеевских образовательных чтений, которые проводятся на протяжении 25 лет в Тюменской области, работают круглые столы и секции, на которых рассматриваются такие вопросы, как сохранение и изучение языков и культур, русский язык как инструмент межкультурного диалога, актуальные проблемы филологии в XXI веке и другие.
N п.п. | Наименование мероприятий |
1. | Дни русской культуры в Тюменской области |
2. | Проведение образовательных мероприятий, посвященных дню русского языка и дню рождения А.С. Пушкина |
3. | Кирилло-Мефодиевские чтения |
4. | Дни славянской письменности и культуры |
5. | Филофеевские образовательные чтения |
6. | Международная научно-практическая конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры |
7. | Всероссийская научно-практическая конференция "Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации" |
8. | Фольклорная экспедиция "Русская сибирская деревня" |
9. | Фестиваль-конкурс "От белой ромашки до красной рябины" |
10. | Дополнительная образовательная программа "Русский язык как иностранный: практикум по межкультурной коммуникации (для иностранных преподавателей высших учебных заведений)" |
11. | Программа повышения квалификации "Преподавание русского языка как иностранного: методы и технологии" |
12. | Курсы повышения квалификации "Русский язык в образовательных учреждениях стран-участников СНГ: инновационные методы и технологии обучения русскому языку как иностранному" |
13. | Курсы повышения квалификации "Русский язык за рубежом: многообразие методик и практик" |
Важным показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия является неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык является основой этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
В Тюменской области на базе муниципальных и общественных этнокультурных центров организованы курсы татарского, чувашского, чеченского, казахского, армянского, корейского языков.
С 2020 года при поддержке Комитета региональными национальными общественными объединениями в рамках проекта "Я изучаю родной язык" организована работа факультативов по изучению украинского, азербайджанского, казахского, немецкого, чеченского и других языков. Оборудованы и обеспечены литературой классы, приглашены преподаватели, ведется набор желающих обучаться.
В 77 общеобразовательных учреждениях области учащиеся изучают родной язык и традиции народов. В 51 школе 4 060 школьников изучают родной язык и литературу как отдельный учебный предмет.
В Тюменской области из 200 тысяч обучающихся общеобразовательных школ 85% составляют русские, 8,6% - татары, 1,2% - казахи, по 1% - украинцы, азербайджанцы, армяне, 0,7% таджики, 0,4% - немцы, узбеки, 0,2% - чеченцы, чуваши, ингуши, 0,1% - цыгане. Также в школах региона обучаются дети других национальностей.
Реализуются специально разработанные учебные курсы, обеспечивающие интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные, за счет часов вариативной части учебного плана.
На постоянной основе обеспечено издание печатных и электронных СМИ национальных общественных объединений и религиозных организаций: газета "Янарыш"/Возрождение" (язык издания - русский, татарский), газета "Хикмет" (язык издания - русский, татарский), газета "Таван" (язык издания - русский, чувашский), радиоканал "Татар РАДИОСЫ Тюмень" (язык вещания - татарский, русский).
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
С целью сохранения и развития культур и языков народов, населяющих Тюменскую область, в соответствии с запросом родителей и обучающихся в общеобразовательных учреждениях созданы условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей. В школах реализуются 3 модели этнокультурного образования: