В сфере управления многоквартирными домами (далее - МКД), содержания и текущего ремонта общего имущества в них в Республике Башкортостан основной целью государственной политики является повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью соответствующих услуг.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем жилищного фонда в Республике Башкортостан на конец 2020 года составлял 107,5 млн. кв. м, в том числе МКД - 62,7 млн. кв. м (58,3% общего объема жилищного фонда).
Среди регионов Российской Федерации по размеру жилищного фонда республике принадлежит 7-е место, на ее долю приходится 2,8% жилого фонда страны, в Приволжском федеральном округе наш регион занимает лидирующую позицию (13,4% от общего объема по округу).
Под содержанием и текущим ремонтом общего имущества собственников помещений в МКД понимается осуществление деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) в целях надлежащего содержания указанного имущества в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации.
Лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД, расположенными на территории Республики Башкортостан, выданы 620 организациям, в том числе 412 организаций фактически управляют домами, у 208 организаций домов в управлении нет. Управляющие организации - лицензиаты могут осуществлять управление МКД по договору управления, а также выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в случае заключения с собственниками помещений в МКД соответствующих договоров. Также в республике 208 товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) осуществляют управление МКД самостоятельно, без заключения договоров со специализированными организациями. Доля организаций частной формы собственности, занимающихся содержанием и текущим ремонтом общего имущества МКД, согласно статистическому отчету 22-ЖКХ (реформа) составляет 97,7%.
На данный момент в Республике Башкортостан нет МКД, собственниками помещений в которых не выбран тот или иной способ управления домом (управляющая организация; ТСЖ или иной потребительский кооператив; непосредственный способ управления).
Таким образом, деятельность по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в них можно отнести к конкурентной сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем выбор способа управления МКД и юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению МКД (далее - управляющая организация), в целях заключения с ней договора управления МКД зависит исключительно от решения собственников помещений в МКД. Размер платы за содержание и ремонт помещения устанавливается в договоре управления МКД. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления МКД может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Проблемами развития рынка в сфере управления МКД, содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в них являются следующие:
износ инженерных сетей;
низкая обеспеченность управлений МКД квалифицированными кадрами;
несоблюдение управляющими организациями требований законодательства Российской Федерации по обеспечению прозрачности своей деятельности;
нарушения условий договоров управления МКД, порядка установления и начисления платы гражданам за жилое помещение и потребленные коммунальные услуги и другие.