Действующий

О мерах по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан (с изменениями на 2 августа 2024 года)




2.1. Исходная фактическая информация, характеризующая ситуацию на рынке


По состоянию на 1 января 2021 года в Республике Башкортостан осуществляли медицинскую деятельность 2608 организаций. Функции контроля за деятельностью медицинских организаций частной формы собственности, получивших лицензии на осуществление медицинской деятельности, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. У республиканских органов государственной власти данные полномочия отсутствуют.


В реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан, ежегодно утверждаемой Правительством Республики Башкортостан (далее - Программа), в 2020 году участвовали 177 медицинских организаций различных видов и уровней подчиненности (в 2016 году - 159, в 2017 году - 161, в 2018 году - 179, в 2019 году - 184). В структуре указанных медицинских организаций, принимавших участие в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан в Республике Башкортостан, являющейся составной частью Программы (далее соответственно - ОМС; Территориальная программа ОМС), медицинские организации негосударственной формы собственности составили 30,43%, или 54 единицы (в 2016 году - 16,4%, в 2017 году - 20,5%, в 2018 году - 27,9%, в 2019 году - 30,43%).


Объем средств, направленных на оплату оказанной медицинской помощи по ОМС, по итогам 2020 года, составил 52332,7 млн. рублей, из них медицинским организациям негосударственной формы собственности - 2422,0 млн. рублей, или 4,7%. Снижение значения показателя по сравнению с предыдущими годами объясняется введением в 2020 году режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, что повлекло приостановление оказания плановой медицинской помощи (в 2018 году - 2591,3 млн. рублей, или 4,8%; в 2019 году - 2859,92 млн. рублей, или 5,6%).


В настоящее время законодательные барьеры для функционирования в системе ОМС медицинских организаций частной формы собственности отсутствуют. При этом основными проблемами на рынке медицинских услуг, влияющими на низкую активность участия частного сектора в оказании медицинской помощи в сфере ОМС, являются следующие:


несоответствие существующих тарифов ОМС реальным затратам на оказание медицинской помощи: структура тарифа, установленная законодательством Российской Федерации, не позволяет возместить капитальные расходы (расходы на приобретение основных средств) частным медицинским организациям, а также не содержит в себе нормы прибыли;


несовершенство законодательной базы в сфере ОМС в части урегулирования процедур распределения объемов медицинской помощи, подлежащих оплате из средств ОМС, между медицинскими организациями.


Объективно затраты на организацию бизнеса в сфере медицинских услуг гораздо выше, чем в большинстве иных сфер предпринимательской деятельности, так как к общим проблемам с помещениями, отвечающими установленным требованиям, прибавляется нуждаемость в дорогостоящих оборудовании и материалах, современных технологиях, квалифицированном персонале. Данная проблематика усугубляется высокими ставками банковских кредитов, а также ростом цены на валюту, так как большая часть высокотехнологичных оборудования и материалов производится вне Российской Федерации.


Негативным образом на расширении сети частных медицинских организаций в Республике Башкортостан сказываются и немногочисленность населения в большинстве сельских поселений, и географическая отдаленность сел от городов (районных центров). Также имеет место дефицит медицинских кадров в сельской местности. Кроме того, не только меньшие финансовые возможности (относительно горожан), но и менталитет сельского потребителя в большей степени обусловливает традиционный выбор в пользу муниципальных учреждений здравоохранения.