Действующий

Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики до 2035 года



1. Тенденции развития туризма в Российской Федерации


Туристский сектор Российской Федерации сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,8% валового внутреннего продукта страны и 0,7% процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира.


Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране турфирмами, в последние 3 года сохраняется на уровне около 160 млрд рублей. Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Номерной фонд и вместимость коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросли почти в 1,7 раза.


Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.


Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.


За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (65 млн российских граждан, пребывавших в коллективных средствах размещения в 2019 году, против 32,5 млн граждан в 2013 году). Места размещения, имеющиеся в регионах, заполняются в среднем не более чем на 35%.


По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60% туристских пакетов российских турфирм реализуются в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. Тем не менее это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при формировании конкурентного предложения.


Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации являются наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей.


Ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации высокая стоимость транспортировки туристов, связанная как с длительностью (протяженностью) поездки, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др.


Другими сдерживающими спрос факторами являются: низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий, предубеждения (стереотипов) иностранных граждан о туризме в Российской Федерации - "небезопасность", "языковой барьер", "негативный геополитический образ" и др.; сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий.


По данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в Российской Федерации было зафиксировано снижение расходов на зарубежные поездки. Кроме того, в условиях пандемии и закрытия границ необходимость переориентации потока выездного туризма на развитие внутреннего стала еще более актуальной.