В 2021 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.
Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами о краевом бюджете на соответствующие годы.
Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Основные показатели, характеризующие государственный долг за 2015 - 2020 годы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей
государственного долга за 2015 - 2020 годы (факт)
N п/п | Показатель | Год | |||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Объем государственного долга, млрд. руб. | 145,3 | 150,0 | 149,1 | 140,2 | 99,5 | 102,1 |
2 | Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб. | 5,9 | 7,1 | 6,3 | 4,4 | 3,6 | 2,5 |
3 | Долговая нагрузка, % <*> | 98,6 | 88,2 | 77,8 | 66,6 | 41,0 | 46,5 |
________________
* Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.
В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2021 г. не должен был превышать 72%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Краснодарского края и кредитам, привлеченным Краснодарским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.
(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.04.2022 N 84-р)
По итогам 2020 года уровень долговой нагрузки составил 46,5%, что на 25,5 процентных пункта ниже максимального значения, установленного соглашениями в сфере бюджетного кредитования (72%), в том числе доля рыночных обязательств составила 13,7% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.
В феврале 2020 года в результате полного досрочного погашения принципалом остатка задолженности по кредиту, обеспеченному государственной гарантией Краснодарского края (далее - государственная гарантия), досрочно прекращено действие государственной гарантии, что исключило бюджетные риски, связанные с возникновением гарантийных случаев.
В 2020 году в целях ограничения общего объема государственного долга и долговой нагрузки на краевой бюджет были досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме 16 млрд. рублей, сроки возврата которых приходились на 2021 и 2022 годы.
Также в соответствии с федеральными законами от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и от 1 апреля 2020 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1099" и от 30 апреля 2020 г. N 619 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в 2020 году проведена дополнительная реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.