ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 ноября 2021 года N 328-р


Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

(с изменениями на 12 апреля 2022 года)

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.04.2022 N 84-р)




В соответствии со статьей 107(1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2196 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 940, соглашением от 29 января 2021 г. N 01-01-06/06-29 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края:


1. Утвердить основные направления долговой политики Краснодарского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Галася И.П.


3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение



Утверждены
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 30 ноября 2021 г. N 328-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.04.2022 N 84-р)



Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мероприятий в процессе управления государственным долгом Краснодарского края (далее - государственный долг), направленных на удовлетворение потребности в государственных заимствованиях Краснодарского края (далее - заимствования), своевременное и полное исполнение долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства), минимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски).



1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2021 года, прогнозируемые итоги 2021 года


В 2021 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.


Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами о краевом бюджете на соответствующие годы.


Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.


Основные показатели, характеризующие государственный долг за 2015 - 2020 годы, приведены в таблице 1.



Таблица 1


Динамика показателей

государственного долга за 2015 - 2020 годы (факт)

N п/п

Показатель

Год

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

145,3

150,0

149,1

140,2

99,5

102,1

2

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

5,9

7,1

6,3

4,4

3,6

2,5

3

Долговая нагрузка, % <*>

98,6

88,2

77,8

66,6

41,0

46,5


________________


* Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.


В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2021 г. не должен был превышать 72%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Краснодарского края и кредитам, привлеченным Краснодарским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.


(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.04.2022 N 84-р)


По итогам 2020 года уровень долговой нагрузки составил 46,5%, что на 25,5 процентных пункта ниже максимального значения, установленного соглашениями в сфере бюджетного кредитования (72%), в том числе доля рыночных обязательств составила 13,7% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.


В феврале 2020 года в результате полного досрочного погашения принципалом остатка задолженности по кредиту, обеспеченному государственной гарантией Краснодарского края (далее - государственная гарантия), досрочно прекращено действие государственной гарантии, что исключило бюджетные риски, связанные с возникновением гарантийных случаев.


В 2020 году в целях ограничения общего объема государственного долга и долговой нагрузки на краевой бюджет были досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме 16 млрд. рублей, сроки возврата которых приходились на 2021 и 2022 годы.


Также в соответствии с федеральными законами от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и от 1 апреля 2020 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1099" и от 30 апреля 2020 г. N 619 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в 2020 году проведена дополнительная реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.


Объем реструктурированной в 2020 году задолженности по бюджетным кредитам составил 42,7 млрд. рублей, в том числе:


по бюджетным кредитам, предоставленным на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, - 26,8 млрд. рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2025 по 2034 год ежегодно равными долями (ранее возврат задолженности был предусмотрен в период с 2023 по 2032 год);


по бюджетным кредитам 2015 - 2017 годов - 15,9 млрд. рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен в период с 2018 по 2024 год.


Таким образом, в отношении задолженности по бюджетным кредитам в объеме 42,7 млрд. рублей предоставлена дополнительная отсрочка или рассрочка ее погашения, что позволяет снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств в 2020 - 2024 годах.


Условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам выполняются надлежащим образом.


Экономия по расходам на обслуживание государственного долга в 2020 году составила 584,1 млн. рублей по сравнению с первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2019 г. N 4200-КЗ "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 4200) объемом указанных расходов.


За 2020 год обеспечено снижение объема государственного долга на 6,5 млрд. рублей по сравнению с верхним пределом государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г., первоначально утвержденным Законом N 4200 (108,6 млрд. рублей). По состоянию на 1 января 2021 г. объем государственного долга составил 102,1 млрд. рублей, что соответствует установленному Законом N 4200 верхнему пределу государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г. (102,1 млрд. рублей).


Из общего объема государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г. обязательства по государственным ценным бумагам Краснодарского края (далее - государственные облигации) составляли 30,0 млрд. рублей (29,4%), по бюджетным кредитам - 72,1 млрд. рублей (70,6%).


Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2020 г. N 301-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в числе целей и задач долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрены достижение в перспективе высокого уровня долговой устойчивости Краснодарского края, минимизация расходов на обслуживание государственного долга, ограничение роста объема государственного долга и уровня долговой нагрузки.


В этих целях Законом Краснодарского края от 10 марта 2021 г. N 4424-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" объем привлечения кредитов кредитных организаций в 2021 году снижен на 10,3 млрд. рублей по сравнению с объемом их привлечения, первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 г. N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 4380). Верхний предел государственного внутреннего долга Краснодарского края на 1 января 2022 г. снижен до 101,9 млрд. рублей, что ниже объема государственного долга по состоянию на 1 января 2021 г.


В целях снижения бюджетных рисков предоставление новых государственных гарантий в 2021 году не предусматривается.


Также в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" в 2021 году проведена реструктуризация обязательств Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Краснодарского края в 2020 году для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.


Сумма реструктурированной задолженности составляет 13,3 млрд. рублей (основной долг). Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год в размере 5% суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен 1 июля 2021 г.


Проведение в 2021 году реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту позволит не привлекать в 2021 году кредиты кредитных организаций.


По результатам проводимых мероприятий по управлению государственным долгом по итогам 2021 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 1260,0 млн. рублей.


По состоянию на 1 октября 2021 г. объем государственного долга составляет 101,1 млрд. рублей. В структуре государственного долга доля бюджетных кредитов составляет 71,3%, государственных облигаций - 28,7%. Все долговые обязательства являются долгосрочными, что способствует снижению бюджетных рисков.


Объем реструктурированных обязательств по бюджетным кредитам по состоянию на 1 октября 2021 г. составляет 72,1 млрд. рублей, в том числе обязательства со сроками уплаты с 2025 по 2034 год - 43,0 млрд. рублей (42,5% общего объема государственного долга).


По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых.


Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»