ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2021 года N 867-п


Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий



В целях реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.


3. Постановление вступает в силу с 01 января 2022 года.



Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
Р.А.КОЛЕСОВ



Утверждено
постановлением
Правительства области
от 09.12.2021 N 867-п



ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ



1. Общие положения


1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ).


1.2. Предметом надзора в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях регионального значения (далее - особо охраняемые природные территории) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ярославской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:


- режима особо охраняемой природной территории;


- особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;


- режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.


1.3. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Центр охраны окружающей среды" (далее - учреждение) в отношении охраняемых природных территорий, находящихся под его управлением, и их охранных зон и департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент) на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах, которые не находятся под управлением учреждения.


1.4. От имени департамента надзор в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:


- директор департамента - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды (далее - директор департамента);


- первый заместитель директора департамента - заместитель главного государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды (далее - первый заместитель директора департамента);


- должностные лица комитета государственного экологического надзора департамента.


1.5. От имени учреждения надзор в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:


- директор учреждения (заместитель директора учреждения);


- должностные лица учреждения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.


1.6. Должностные лица, указанные в пунктах 1.4 и 1.5 данного раздела Положения, при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наделены правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".


1.7. Должностные лица, указанные в пунктах 1.4 и 1.5 данного раздела Положения, уполномочены принимать решения в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также имеют право в рамках проводимых контрольных (надзорных) действий:


- изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;


- направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;


- задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.


1.8. Надзор в области охраны и использования ООПТ в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляется с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора), установленных Правительством Российской Федерации.


1.9. В целях Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных видов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.


1.10. Должностные лица, указанные в абзацах втором и третьем пункта 1.4 и абзаце втором пункта 1.5 данного раздела Положения, уполномочены на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.


1.11. К объектам надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - объекты надзора) относятся:


- деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, определяемые Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, иными нормативными правовыми актами, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям (далее - обязательные требования);


- здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.



2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ


2.1. Департамент и учреждение для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):


- категория значительного риска;


- категория среднего риска;


- категория умеренного риска;


- категория низкого риска.


2.2. Объекты надзора относятся к следующим категориям риска:


- к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов;


- к категории умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей;


- к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон природных парков, памятников природы.


2.3. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска в соответствии с пунктом 2.2 данного раздела Положения, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска:


- постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностными лицами департамента или учреждения или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами департамента или учреждения;


- обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя, гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.


Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска в соответствии с настоящим пунктом, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.


2.4. Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска в соответствии с пунктом 2.2 данного раздела Положения, подлежат отнесению к категориям умеренного и низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.3 данного раздела Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.


2.5. В случае поступления в департамент или учреждение сведений о соответствии объекта надзора критериям отнесения объекта надзора к иной категории риска либо об изменении критериев отнесения объекта надзора к категории риска департамент или учреждение в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.


Контролируемые лица вправе подать в департамент или учреждение заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.


По заявлению контролируемого лица департамент или учреждение в течение 5 рабочих дней принимает решение об изменении присвоенной ранее категории риска либо об отказе в изменении присвоенной ранее категории риска в случае, если объект надзора соответствует присвоенной ранее категории риска.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»