1 декабря 2021 года
г. Саранск
В соответствии с решением Совета Государственного Собрания Республики Мордовия от 25 ноября 2021 года N 75-VII ПС в Государственном Собрании Республики Мордовия состоялись парламентские слушания на тему "О стратегических направлениях развития Республики Мордовия до 2030 года".
Заслушав и обсудив доклады исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В., главы экспертного направления АО "Стратеджи Партнерс Групп" Лозинского С.В., выступления заместителя Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия Тюрина Е.П., председателя Комитета Государственного Собрания Республики Мордовия по бюджету, финансам и налогам Киселевой С.Е., участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Основной целью стратегического видения для Республики Мордовия является лидерство республики среди регионов Поволжья по достижении целей устойчивого развития (ЦУР).
Развитие конкурентоспособной экономики предлагается сфокусировать в пяти отраслевых секторах: агропищевой кластер, современное производство, цифровые решения, медицинские инновации, чистые технологии.
Достижение целевых ориентиров будет осуществляться посредством следующих стратегических решений.
В сфере агропищевого кластера предполагается через развитие существующих компаний, диверсификации имеющегося продуктового портфеля и цифровизации АПК достичь объема инвестиций в указанную отрасль в размере до 60 млрд. рублей, в экспорте - доли продуктов питания, произведенных с использованием современных технологий, до 80%, роста производительности труда - на 37%.
В сфере современного производства предполагается через развитие производств, связанных с металлообработкой, машиностроением, светотехникой и оптоэлектроникой, войти в ТОП-5 по Российской Федерации по развитым секторам производства (вагоностроение, нефтехимическое оборудование, светотехника, кабели), в ТОП-5 по Приволжскому федеральному округу по развивающимся секторам производства (электротехника и коммуникационное оборудование). Кроме того, создавать новые производства по секторам будущего (альтернативная энергетика, новые материалы и пр.). Это позволит в 2 раза увеличить производительность труда, достичь роста инвестиций в основной капитал на одного занятого в 2 раза, роста объемов экспорта в 4 раза.
В секторе цифровых решений предполагается лидерство Республики Мордовия по интеграции в сфере цифрового государственного управления (ЦГУ), в сфере АПК, в сфере цифровой среды обитания человека. Реализация мероприятий в указанных направлениях позволит в 2 раза увеличить долю сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВРП Республики Мордовия и в 5 раз объем экспорта телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг из Республики Мордовия.
В секторе медицинских инноваций предполагается лидерство Республики Мордовия в Российской Федерации в интеграции цифровых решений в здравоохранении, создание центра медицинского туризма. Целевыми ориентирами будет рост до 45 тысяч количества привлеченных пациентов для прохождения медицинской реабилитации в Республике Мордовия, до 20 единиц количества медтех-стартапов, привлеченных в Республику Мордовия для запуска серийного производства. Кроме того, ожидается, что доля выпускников, оставшихся работать в медучреждениях республики, составит не менее 80%.
В секторе чистых технологий предполагается лидировать в ПФО по обеспеченности энергией из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (доля ВИЭ-генерации от установленной мощности генерации региона до 50%), лидировать в Российской Федерации по переработке и использованию отходов (на 30% сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу относительно уровня 2020 года), войти в ТОП-5 в Российской Федерации по применению чистых и климатических технологий. Для этого предполагается создание кластера солнечной энергетики и развитие технологий биогазов, формирование лидирующего центра исследований и разработок в сфере чистых и климатических технологий, переход на экономику замкнутого цикла в масштабах города Саранска, создание и привлечение предприятий, развивающих чистые и климатические технологии.
Для успешной реализации стратегии предполагается формирование команды по работе с федеральными инициативами, с крупнейшими госкорпорациями и кампаниями, нацеленность на привлечение инвестиций в приоритетные рыночные ниши.
В целом, по мнению участников парламентских слушаний, представленные материалы являются достаточно проработанными, раскрывают реальные ключевые проблемы и определяют основные стратегические цели и приоритеты экономического развития республики.
Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют: