ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 1 декабря 2021 года N 81-VII П


О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О стратегических направлениях развития Республики Мордовия до 2030 года"



В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Мордовия "О Государственном Собрании Республики Мордовия" Государственное Собрание Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему "О стратегических направлениях развития Республики Мордовия до 2030 года" (прилагаются).


2. Направить настоящее постановление в Правительство Республики Мордовия.


3. Комитету Государственного Собрания Республики Мордовия по бюджету, финансам и налогам осуществлять контроль за реализацией настоящего постановления.


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель Государственного
Собрания Республики Мордовия
В.В.ЧИБИРКИН



РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ "О СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2030 ГОДА"


1 декабря 2021 года

г. Саранск


В соответствии с решением Совета Государственного Собрания Республики Мордовия от 25 ноября 2021 года N 75-VII ПС в Государственном Собрании Республики Мордовия состоялись парламентские слушания на тему "О стратегических направлениях развития Республики Мордовия до 2030 года".


Заслушав и обсудив доклады исполняющего обязанности Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия Грибанова А.В., главы экспертного направления АО "Стратеджи Партнерс Групп" Лозинского С.В., выступления заместителя Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия Тюрина Е.П., председателя Комитета Государственного Собрания Республики Мордовия по бюджету, финансам и налогам Киселевой С.Е., участники парламентских слушаний отмечают следующее.


Основной целью стратегического видения для Республики Мордовия является лидерство республики среди регионов Поволжья по достижении целей устойчивого развития (ЦУР).


Развитие конкурентоспособной экономики предлагается сфокусировать в пяти отраслевых секторах: агропищевой кластер, современное производство, цифровые решения, медицинские инновации, чистые технологии.


Достижение целевых ориентиров будет осуществляться посредством следующих стратегических решений.


В сфере агропищевого кластера предполагается через развитие существующих компаний, диверсификации имеющегося продуктового портфеля и цифровизации АПК достичь объема инвестиций в указанную отрасль в размере до 60 млрд. рублей, в экспорте - доли продуктов питания, произведенных с использованием современных технологий, до 80%, роста производительности труда - на 37%.


В сфере современного производства предполагается через развитие производств, связанных с металлообработкой, машиностроением, светотехникой и оптоэлектроникой, войти в ТОП-5 по Российской Федерации по развитым секторам производства (вагоностроение, нефтехимическое оборудование, светотехника, кабели), в ТОП-5 по Приволжскому федеральному округу по развивающимся секторам производства (электротехника и коммуникационное оборудование). Кроме того, создавать новые производства по секторам будущего (альтернативная энергетика, новые материалы и пр.). Это позволит в 2 раза увеличить производительность труда, достичь роста инвестиций в основной капитал на одного занятого в 2 раза, роста объемов экспорта в 4 раза.


В секторе цифровых решений предполагается лидерство Республики Мордовия по интеграции в сфере цифрового государственного управления (ЦГУ), в сфере АПК, в сфере цифровой среды обитания человека. Реализация мероприятий в указанных направлениях позволит в 2 раза увеличить долю сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ВРП Республики Мордовия и в 5 раз объем экспорта телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг из Республики Мордовия.


В секторе медицинских инноваций предполагается лидерство Республики Мордовия в Российской Федерации в интеграции цифровых решений в здравоохранении, создание центра медицинского туризма. Целевыми ориентирами будет рост до 45 тысяч количества привлеченных пациентов для прохождения медицинской реабилитации в Республике Мордовия, до 20 единиц количества медтех-стартапов, привлеченных в Республику Мордовия для запуска серийного производства. Кроме того, ожидается, что доля выпускников, оставшихся работать в медучреждениях республики, составит не менее 80%.


В секторе чистых технологий предполагается лидировать в ПФО по обеспеченности энергией из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (доля ВИЭ-генерации от установленной мощности генерации региона до 50%), лидировать в Российской Федерации по переработке и использованию отходов (на 30% сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу относительно уровня 2020 года), войти в ТОП-5 в Российской Федерации по применению чистых и климатических технологий. Для этого предполагается создание кластера солнечной энергетики и развитие технологий биогазов, формирование лидирующего центра исследований и разработок в сфере чистых и климатических технологий, переход на экономику замкнутого цикла в масштабах города Саранска, создание и привлечение предприятий, развивающих чистые и климатические технологии.


Для успешной реализации стратегии предполагается формирование команды по работе с федеральными инициативами, с крупнейшими госкорпорациями и кампаниями, нацеленность на привлечение инвестиций в приоритетные рыночные ниши.


В целом, по мнению участников парламентских слушаний, представленные материалы являются достаточно проработанными, раскрывают реальные ключевые проблемы и определяют основные стратегические цели и приоритеты экономического развития республики.


Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:


1. Одобрить концепцию представленных к рассмотрению Государственным Собранием Республики Мордовия стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года.


2. Государственному Собранию Республики Мордовия:


2.1. Обобщить предложения участников парламентских слушаний, итоговые материалы направить в Правительство Республики Мордовия.


2.2. Организовать работу по мониторингу действующих законов Республики Мордовия с целью совершенствования их положений в рамках работы над документами стратегического планирования развития Республики Мордовия.


3. Правительству Республики Мордовия:


3.1. Обеспечить, на основе представленных материалов, разработку Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на долгосрочный период.


3.2. При дальнейшей работе с документами стратегического развития Республики Мордовия до 2030 года обратить особое внимание на следующее:


представленные материалы о направлениях стратегического планирования Республики Мордовия касаются в основном вопросов экономики. Учитывая, что развитие региона должно осуществляться в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях уточнения разрабатываемого вектора развития и исключения вопросов, связанных с недостаточностью внимания к иным отраслям, особенно социальной сферы, представленные документы предлагается именовать стратегическими направлениями экономического развития Республики Мордовия до 2030 года;


в представленных материалах недостаточное внимание уделено комплексному подходу к развитию территорий муниципальных районов, в частности их административных центров. Полагаем необходимым отражение в документах стратегического планирования направлений, обеспечивающих развитие экономики административных центров муниципальных районов, в частности, механизмы их непосредственного участия в реализации мероприятий стратегии;


полагаем также необходимым провести анализ преимуществ географического положения районов республики с целью определения возможных инвестиционных ниш, свободных и инфраструктурно подготовленных для развития нового производства или увеличение объемов сбыта уже действующих производств;


обязательное определение и закрепление в стратегических документах экономического развития блока социальных эффектов, которых предполагается достичь, без чего осложняется оценка достижения целевых показателей эффективности реализации стратегических направлений экономического развития;


уделить внимание систематизации и оценке рисков реализации отдельных положений предлагаемых направлений стратегического развития,


а) приводящих к выпадающим доходам республиканского бюджета;


б) связанных с вступлением России в ВТО и ограничением в связи с этим субсидирования отдельных отраслей экономики, в частности, сельского хозяйства, а также степени возможного влияния этих рисков на реализацию стратегических планов развития республики;


обеспечить системную взаимосвязь стратегических направлений развития Республики Мордовия до 2030 года с возможностями, предусмотренными действующими федеральными стратегиями развития различных отраслей экономики, а также обеспечить участие в мероприятиях по реализации действующих федеральных стратегий максимально возможного числа хозяйствующих субъектов республики;


обязательное включение в документы стратегического развития экономики сектора малого и среднего бизнеса (в том числе легкой промышленности, имеющей в республике историю сразу в нескольких районах), который в современной экономике играет весьма важную роль: его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест;


включить в документы стратегического планирования туристический сектор, в том числе событийный, промышленный, эко, этно-туризм, учитывая, что Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года туризм определен в качестве перспективной экономической специализации Республики Мордовия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»